Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

Атлант
Обнаженный атлант

   

Графика Рубенса. Рисунки карандашом, эскизы и наброски

Несмотря на то, что Рубенс в большей степени проявил себя в живописи, однако грандиозность и сила его рисунков дают ему право занять достойное место среди самых великих рисовальщиков всех времен. Многие из его набросков сделаны пастелью, — он их обычно делал, чтобы продемонстрировать одну-две детали из будущего большого полотна своему покровителю, чтобы тот мог иметь представление о том, как будет выглядеть работа в окончательном виде. Другие, с большими деталями, представляли собой линеарные версии его собственных картин, которые он потом передавал граверам для оттисков. Рисунки Рубенса основаны на поразительном разнообразии сюжетов, заимствованных им из множества источников. Они включают копии работ других художников — античности, прошлых веков и его времени, наброски с его детей и окружающего ландшафта, которые он делал ради собственного удовольствия, а также возможного использования в будущем на своих крупных картинах. Каким бы ни был сюжет, Рубенс неизменно рисовал его, приглушая линии очертания предметов, усиливая тени, которые, казалось, наполнялись жизнью и приобретали цвет, хотя и оставались черно-белыми изображениями. В отличие от многих художников, которые добивались технически совершенных, законченных до последней маленькой детали рисунков, Рубенс часто приносил в жертву ту или иную деталь, ради того чтобы добиться видимости движения и придать рисунку большую внутреннюю энергию. Он, несомненно, чувствовал, что к его рисункам нужно подходить иначе, чем к картинам, этим истинным произведениям искусства. В любом случае свои рисунки он никогда не подписывал. Рисунок был не только основой его профессии, но еще и источником наслаждения и радости. На одной из своих картин, когда ему понадобилось изобразить Марса, уничтожающего прекрасное, он заставил бога войны топтать художественный набросок.

Начиная работу над картиной, Рубенс часто делал карандашные наброски главных фигур с позирующих ему моделей. Некоторые из показанных ниже набросков представляют собой этюды костюмов для одной из самых популярных его работ — «Сад любви». На самой картине изображено элегантное сборище, где разодетые пары, флиртуя, беседуют в саду. По духу это воспроизведение по-своему мифологического празднества, но в современных одеждах, идея, которую так популяризировали в XVII веке французский художник Ватто и другие. Все фигуры этого наброска на картине были изменены. Рубенс редко переносил меловое изображение с наброска на картину нетронутым. Главной целью его многочисленных рисунков было изучение различных, чуть заметных альтернатив в позах, жестах и костюмах перед началом работы над картиной. Позже, уже работая над ней, он добавлял колорит, тени, работал над текстурой, доводя каждый элемент и всю сцену до совершенства.

Дети также были для Рубенса излюбленными моделями, и он сделалл немало любовных рисунков своего сына Николаса, как это показано ниже на двух набросках. Художник использовал портрет для изображения младенца Христа на своих картинах. Другие портреты Николаса и его старшего брата Альберта то и дело вновь появляются в работах Рубенса в облике херувимов. Как и на некоторых из его рисунков, в нижнем углу видна его подпись — «П.П.Рубенс». Однако она не сделана рукой художника, а добавлена впоследствии кем-то другим, вероятно, коллекционером, который хотел таким образом подтвердить принадлежность наброска Рубенсу и увеличить его цену. Отдавая себе полный отчет в том, какой ценностью обладают его наброски для серьезного художника, Рубенс завещал их любому из своих сыновей или потомкам, которым могла понравиться карьера живописца. Но никого из них такая профессия не привлекла, и в результате, к несчастью, все его наброски и рисунки были распроданы и распылены по всему свету.

Хотя Рубенс больше всего известен как художник обнаженной женской натуры, в его рисунках довольно часто встречаются изображения мужчин. Его продолжительная практика в создании идеального представления о женской фигуре, вероятно, позволяла ему прямо из воображения переносить ее непосредственно на полотно. Но, очевидно, он не чувствовал себя настолько уверенным в изображении мужских фигур и поэтому делал многочисленные наброски, как и представленные на этих страницах. Все три рисунка были сделаны для сцены распятия Христа. Двое, изображенные на этой странице, в напряжении поднимают крест, а бросающаяся в глаза фигура слева — это этюд для изучения распятого Христа. Как и женские фигуры, мужские у Рубенса тоже обладают сверхъестественными качествами. Их изогнутые торсы и напрягшиеся мышцы являются своеобразной идеализацией мужского тела. Художник умел достигать нужного эффекта не только с помощью фигур, взятых из жизни, но и с помощью классических скульптур и мощных, изваянных в мраморе гигантов Микеланджело.


атлант
Обнаженный юноша в духе Микеланджело   ребенок
Портрет сына художника Николаса

аллея
Аллея на краю парка   сад
Уголок сада у дома Рубенса

Иисус
Обнаженный юноша. Набросок к образу распятого Иисуса   Рубенс
Автопортрет Рубенса. Эскиз к картине

женский портрет
Портрет Инфанты Изабеллы. Эскиз к картине   сын
Портрет Николаса, сына Рубенса

рисунок карандашом
Атлант. Эскиз к картине   всадник
Всадник на коне

икар
Падение Икара   амур
Наброски амуров

woman
Портрет молодой женщины со сложенными руками   танец
Танец. Эскиз для картины "Сад Любви"

куст
Можжевеловый куст   рисунок
Рисунки для картины "Вакх"

рисунок карандашом
Эскиз фигур для картины "Поднятие креста"   лев
Набросок льва

sketch
Эскиз фигур для картины "Поднятие креста"   Рубенс
Эскиз к несохранившейся картине "Святой Геогий Назианзин"

      « на главную      

  Социальная реклама: »


  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru