Религиозная и мифологическая живопись в творчестве Рубенса
Великие религиозные художники вовсе не обязательно были стойкими верующими. Вспомним хотя бы Караваджо, который создавал своих гениальных Иисусов, будучи весьма скандальной личностью, и был даже однажды обвинен в убийстве.
Рубенс, напротив, был очень благочестивым человеком, который с большой радостью и энтузиазмом брался за создание религиозных заказов.
Однажды он написал знаменательные слова: «У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил».
Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера, ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века.
И хотя лишь немногие из них не нашли претворения в творчестве Рубенса, все они, даже такие далекие от непосредственных интересов художника, специфически «кабинетные» области живописи, как, например, изображение цветов, оказались втянутыми в круг его влияния, подчиненными задачам, поставленным его искусством.
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, и стала религиозная и мифологическая живопись.
Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации.
Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью...
«Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир...
И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.
|
|
Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122.
Конинклийк Музей, Антверпен |
R u b e n s
|
|
Три Распятия, 1620. Холст, масло.
Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам |
|
Воздвижение распятого Христа, 1610. Дерево, масло, 460х340.
Антверпен, Кафедральный Собор |
|
|
Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311.
Конинклийк Музей, Антверпен |
|
Поклонение волхов (пастухов), 1608. Холст, масло.
Сант Паулускерк, Антверпен, Голландия |
|
|
Положение во гроб, 1611-1612. Дерево, масло, 88х66.
Национальная Галерея Канады, Оттава |
|
Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90.
Музей Прадо, Мадрид |
|
|
Мария, преклоняющаяся перед Христом, 1615. Холст, масло, 65х50.
Рококс Хауз, Антверпен |
|
Персей и Андромеда, 1620-1621. Холст (перенесено с дерева), масло, 140х99.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
|
Христос у Симона-фарисея, 1618-1620. Холст, перенесенный с дерева, масло, 189х255.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербуг |
|
Снятие с креста, 1612-1614. Дерево, масло, 421х311.
Антверпен, Кафедральный Собор |
|
|
Снятие с креста, 1616-1617. Холст, масло, 425х295.
Лилль, Музей Изобразительных Искусств, Франция |
|
Обучение Марии, 1625-1626. Холст, масло, 193х140.
Королевский Музей Изящных Искусств, Брюссель |
|
|
Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137.
Музей Прадо, Мадрид, Испания |
|
Меркурий и Аргус, 1635-1638. Дерево, масло, 63х88.
Дрезденская Картинная Галерея |
|
|
Похищение Европы, 1630. Холст, масло, 181х200.
Музей Прадо, Мадрид, Испания |
|
Аллегория - Четыре Континента, 1615. Холст, масло, 209х284.
Исторический Музей, Вена |
|
|
Святой Даниил в львиной берлоге, 1615. Холст, масло, 224х336.
Вашингтон, Национальная галерея искусств |
|
Юдифь с головой Олофрена, 1616. Холст, масло, 120х111.
Музей герцога Ульриха Антона, Брауншвейг |
|
|
Тайная Вечеря, 1631-1632. Холст, масло, 304х250.
Пинакотека ди Брера, Милан, Италия |
|
Воскрешение Христа, 1612. Дерево, масло, 138х98.
Антверпен, Кафедральный Собор |
|
|
Святой Иероним в своей келье, 1608-1609. Холст, масло, 186х136.
Шлосс Сансучи, Потсдам |
|
Святой Себастьян, 1614. Холст, масло, 200х120.
Музей Стаатлих, Берлин |
|
|
Святой Франциск Ассизский, принимающий стигматы, 1635. Холст, масло, 264х192.
Шоон Кунстен Музей, Гент |
|
Венера и Адонис, 1635. Холст, масло, 197х243.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США |
|
|
Два сатира, 1618-1619. Дерево, масло, 76х66.
Альт Пинакотека, Мюнхен, Германия |
|
|