Дом Рубенса. Мастерская художника
Рубенсу хорошо платили за его искусство, и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене.
Во время своей первой поездки в Италию он увлекся архитектурой и в результате пристроил к дому студию, а также сам разработал фасад дома в итальянском стиле. Он украсил дом классической скульптурой, надписями из романской литературы, а также каменной кладкой в стиле барокко.
Рубенс был настолько увлечен таким стилем, что даже написал книгу о генуэзской архитектуре, которая, по его замыслу, должна была побудить других построить себе точно такие же дома. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер.
Однако в 1939 году власти города Антверпена приступили к реставрации всего здания, и теперь туристы могут видеть его элегантный дом таким, каким он был при жизни Рубенса.
Мастерская Рубенса, где работали такие его помощники, как Ван Дейк и Снайдерс, и которую часто посещали другие талантливые антверпенские живописцы, была организована в застройке дома.
Верхний этаж, куда вела из вестибюля видимая на фотографии лестница, занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру.
Там, в зале с широкими окнами, через которые поступало много света, Рубенс мог работать одновременно над тремя композициями. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9.
Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии, после чего отсылали холст заказчику, а потом же мастер завершал картину.
Например, именно таким образом в Париже была завершена серия, освященная Марии Медичи. Иногда Рубенс работал здесь со своим постоянным помощником Яном Брейгелем, после чего холст отправляли к нему в мастерскую, а потом он возвращался к Рубенсу для окончательной отделки.
Эта мастерская стала при жизни Рубенса чем-то вроде антверпенской выставки. Художник, вероятно, заранее предусмотрел это, и спланировал небольшую галерею на лестничной площадке, откуда посетители могли разглядывать картины снизу, не мешая при этом работе художника.
Особо привилегированным визитерам позволялось подняться наверх, комнату для учеников, где они трудились над разными картинами. Среди них нужно назвать эрцгерцогиню Инфанту Изабеллу, Марию Медичи и герцога Бекингемского.
У всех у них были картины, написанные Рубенсом, и им, вероятно, было любопытно взглянуть на его мастерскую.
|