Женщины Рубенса. Обнаженная натура в творчестве художника, Рубенсовские женщины
Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру.
Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии.
Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм.
По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения.
С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.
Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать.
Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти.
Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела.
Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.
Два главных шедевра Рубенса в этой области - "Похищение дочерей Левкиппа" и "Три грации", обе картины вы можете видеть ниже.
Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни.
На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Написанная за год до смерти, эта картина представляет нам идеал рубенсовской женской красоты.
Ее композиция, представляющая собой вариант разработанной греко-римскими скульпторами позы и перенесенной на холст такими мастерами, как Рафаэль и Боттичелли,
наделена энергией и силой, которые Рубенс обычно тратит на гораздо более сложные сюжеты.
Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой...
|
|
Три Грации, 1639. Дерево, масло, 221х181.
Музей Прадо, Мадрид |
|
|
Венера перед зеркалом, 1615. Дерево, масло, 124х98.
Коллекция принца Лихтенштейна, Вена, Австрия |
|
Похищение дочерей Левкиппа, 1617. Холст, масло, 224х211.
Альт Пинакотека, Мюнхен |
|
|
Суд Париса, 1625. Холст, масло, 139х174.
Национальная Галерея, Лондон |
|
Шубка. Портрет Елены Фоурмен, второй жены Рубенса, 1630-е. Дерево, масло, 176х83.
Исторический Музей, Вена |
|
|
Андромеда, 1638. Дуб, масло, 189х94.
Стаатлих Музей, Берлин |
|
Отшельник и спящая Анжелика, 1626-1628. Дерево, масло, 43х66.
Вена, Исторический Музей |
|
|
Венера, Купид, Бахус и Цецера, 1612-13. Холст, масло, 141х200.
Стаатлих Музей, Кассель |
|
Вирсавия у фонтана, 1635. Дубовая доска, масло, 175х126.
Дрезденская Картинная Галерея, Германия |
|
|
Три обнаженных. Деталь картины "Прибытие Марии Медичи в Марсель", 1623-1625. Холст, масло, 394х295.
Музей Лувр, Париж |
|
|