Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Автопортрет Рубенса с первой женой
Автопортрет Рубенса
с первой женой,
Изабеллой Брандт,
1609-1610


   
   
   
Мучения Святого Стефана
Мучения Святого
Стефана, 1616-1617


1 2

Литературные опыты Рубенса

Статуи резко отличаются от человеческой плоти характером блеска: благодаря бликам на камне и неровной освещенности выступы там делаются особенно выпуклыми или, по крайней мере, более заметными. Но тот, кто проведет для себя это мудрое различение, пусть безраздельно предастся изучению древних статуй, ибо в наш век заблуждений мы не способны создать что-либо подобное, когда низменный дух наш пригибает нас долу и лишает дара и разума, что был у древних героев. Мы окутаны ныне тем же мраком, что и предки наши, и то ли по воле богов, то ли от неискупимой ущербности мира, клонящегося к закату, мы пали так низко, что не можем уже подняться; или же сам предмет изображения в древности был ближе к естественному своему началу и совершенству и являл все то, что бессилие стареющих веков ныне так или иначе исказило. Пороки, следуя чередой, все более разлагают былое совершенство, и все прежнее уже утрачено, так что даже рост людей понемногу уменьшается, ведь множество светских и священных книг расрказывают как легендарное, так и истинное о веке героев, гигантов и циклопов. Основное различие между жизнью нашего века и жизнью древних - праздность и отсутствие физических упражнений; ведь ясно, что еда и питье не способствуют укреплению тела. Потому-то появляется отвислый живот, ожирение от постоянного обжорства, дряблые ноги и руки, истощенные собственным безделием. В древности же, напротив, все ежедневно упорно трудились в палестрах и гим-насиях, причем даже до седьмого пота, до полного изнеможения. Посмотри, что написал Меркуриал 2 о гимнастическом искусстве: сколь разнообразны виды упражнений, сколь трудны сами занятия, скольких они требуют усилий. Вот отчего крепнут вялые мышцы, подтягивается живот и жир превращается в мускулы. И так все, что есть в человеческом теле, постоянно упражняется: ведь руки, икры, шея, плечи, и все члены, находясь в движении, с помощью природы и того сока, который приливает под действием тепла, растут и чрезвычайно увеличиваются; такими мы видим спины носильщиков, голени прыгунов и почти все тело гребцов.

О титульном листе «Легата», сочинения знаменитого Марселара, владельца Перка

[1638 г., лат.]
Посередине стоит Политика, или Искусство умелого правления; квадрат цоколя обозначает устойчивость государственной власти, сама же она увенчана башнями, ибо подобно Кибеле возводит города, правит ими и их охраняет. В волосы ее вплетены мак и колосья, ибо она кормилица народов, блюдущая безмятежный покой граждан. Справа от нее стоит Минерва, богиня Мудрости, ибо разумные советы дает дева, рожденная из головы Юпитера. Она простирает десницу к Меркурию, что есть знак дружественности. Ведь это он, Гермес, Вестник Богов и посланник. Добавлю: он наставник в искусстве убеждать красноречием, так что, видно, по праву считают его Божеством - Покровителем и Защитником странствующих повсюду послов. Коль скоро, подобно Вестнику Богов, они Вестники своих Государей, которые Богов на земле представляют. Кадуцей есть также символ Мира, ибо послы, без сомнения, должны добиваться укрепления добрососедства и заключения союзов, а не объявления войны и расторжения договоров; вот почему они священны и неприкосновенны, хотя и принуждены бывают подчас участвовать в делах тягостных и неприятных. Вот почему и у Гомера Меркурий - едва ли не единственный из Богов - остается вне соперничества, вне схваток в Троянской войне; итак, советы, что добыты благочестивыми мольбами в святилище Минервы, благодаря красноречию должны обернуться делом, а чтобы Посол цели своей достиг и нелегкий свой труд завершил благополучно, нужно, чтобы слова его делу более всего соответствовали. Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини; некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости - Победительнице. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба, ибо охранять граждан - такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей; так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия. Сверху к Политике подлетают два благосклонных Гения; один лз них изображает Победу, другой - власть над всем Миром. Можно заранее сказать, что под их покровительством благополучен будет ход жизни внутри страны, благополучны и дела внешние, Государство расширится и будет существовать еще долго. О том же свидетельствует и ожерелье в форме змеи, обвившейся вокруг шеи Политики, оно означает круг или Вечность. Это украшение, как нам кажется, не выдумано, ибо и у римлян было ожерелье такой формы, о чем можно прочесть у Антония Августина; и сам я видел в Музее Лелия Пасквалина в Риме древнее золотое, искусно сработанное ожерелье и, клянусь, держал его собственными руками. Рога Амалфеи, из которых сыплются венки, скипетры и разнообразные плоды, не нуждаются в истолковании, ибо на это изображе-дие проливает свет все предшествующее объяснение.

в начало »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru