|
Мария, преклоняющаяся перед Христом
1
2
|
Эжен Фромантен. "Рубенс без шаблонов"
Рубенс в Антверпенском музее
Едва вы входите в первый зал Антверпенского музея, вас уже встречает Рубенс: справа - огромное полотно «Поклонение волхвов» написанное со свойственным художнику мастерством и быстротой, как говорят, в тридцать дней, около 1624 года, то есть в лучший, средний период его жизни; налево - не менее знаменитая грандиозная картина крестных мучений, называемая «Удар копьем».
Затем вы бросаете беглый взгляд в зал напротив, направо и налево и уже издали замечаете этот единственный в своем роде, сильный, пленительный, сочный и теплый мазок - Рубенс и снова Рубенс.
С каталогом в руке начинаете вы осмотр. Всем ли вы восхищаетесь? Не всегда. Остаетесь холодны? Почти никогда.
Воспроизвожу свои заметки. «Поклонение волхвов» - четвертая после Парижа версия той же темы, на этот раз с незначительными изменениями. Здесь мы не видим такой тщательности исполнения, как в брюссельской картине, такой законченности, как в мехеленской, но в ней чувствуется больше дерзновения, широты, размаха, уверенности, редко проявлявшихся им в такой же степени в других, более сдержанных произведениях.
Это поистине подвиг, тем более удивительный, что картина исполнена с быстротой импровизации. Ни одного пробела, ни одной резкой черты. Широко проложенный светлый полутон без ярких световых пятен окутывает прислонившиеся друг к другу фигуры, не заглушая в то же время их красок и порождая множество редчайших валеров, мгновенно найденных и тем не менее жизненно верных, самых утонченных и тем не менее самых отчетливых.
Наряду с уродливыми типами картина изобилует и безупречно правильными лицами. Африканский волхв с квадратным лицом, толстыми губами, красноватой кожей, странно горящими большими глазами и тучным телом, затянутым в шубу с рукавами цвета синих павлиньих перьев, представляет собой совершенно необыкновенную фигуру, которой рукоплескали бы, наверное, и Тинторетто, и Тициан, и Веронезе.
Налево в торжественной позе вырисовываются два колоссальных всадника весьма своеобразного англо-фламандского стиля. По своим краскам это самая редкостная часть картины в своей приглушенной гармонии черного, зеленовато-голубого, коричневого и белого. Прибавьте сюда силуэты нубийских погонщиков верблюдов, второстепенных персонажей, людей в касках, негров - все они в самых обильных, самых прозрачных и самых естественных рефлексах.
Колеблющаяся на балках паутина, а совсем внизу голова быка - беглый набросок, сделанный несколькими мазками асфальта и не имеющий большого значения, напоминает беглый росчерк пера. Дитя прелестно, это одно из лучших, чисто живописных созданий Рубенса, последнее слово его понимания колорита и его технического мастерства, когда видение его было ясным и мгновенным, когда рука его водила кистью быстро и тщательно и когда он писал без особого труда.
Эта картина - триумф вдохновения, знания, уверенности в себе самом.
«Удар копьем» - картина несвязанная, с большими пустотами, резкостями, с огромными, несколько произвольными пятнами красок, прекрасными сами по себе, но сомнительными в своих сочетаниях. Два больших красных пятна слишком самостоятельны, плохо поддержаны, поражают своим диссонансом. Богоматерь очень хороша, хотя ее жест и ненов, Христос незначителен, апостол Иоанн очень уродлив - либо сильно попорчен, либо переписан.
Как это часто наблюдается у Рубенса и у других мастеров, склонных к живописности и страстным порывам, лучшие места картины - те, которыми воображение захвачено случайно. Такова голова Богоматери, таковы два разбойника, корчащиеся на крестах. Удачнее всех, пожалуй, солдат в шлеме и черных доспехах, он спускается с лестницы, приставленной к кресту злого разбойника, и оборачивается, подняв голову.
Сочетание лошадей, серой и гнедой, четко выделяющихся на фоне неба, великолепно. И все же мне кажется, что, несмотря на отдельные места высокого достоинства, несмотря на пламенный темперамент и чувствующуюся повсюду руку мастера, произведение это лишено Цельности, словно оно было задумано как отдельные фрагменты. Но сами по себе, взятые порознь, эти куски смогли бы дать представление о лучших страницах творчества Рубенса.
«Троица» со знаменитым Христом, изображенном в ракурсе, является произведением ранней молодости Рубенса и написана до его Путешествия в Италию. Это красивый дебют, но холодный, сухой, вылощенный и бесцветный, он уже содержит в зародыше стиль Рубенса в трактовке форм человеческого тела, его типы лиц и гибкость его руки. Другие качества его выявятся позже.
Поэтому если гравюры с картины и напоминают Рубенса, то сама картина еще ничего не говорит о том, чем станет художник через десять лет.
Другая картина Рубенса, очень знаменитая, слишком знаменитая,- «Христос на соломе» 8Й ни силой, ни богатством, ни зрелостью не превосходит «Троицу», хотя и относится к позднейшим годам творчества Рубенса. Она так же гладка, холодна и незначительна.
Чувствуется, что художник злоупотребляет легкими, ходячими приемами, в которых нет ничего редкостного и формула которых могла бы быть выражена так: обширный сероватый легкий слой краски, светлые блестящие тона тела, много ультрамарина в полутенях, избыток киновари в рефлексах, легкая исполненная в один прием живопись по нетвердому рисунку. Все в целом расплывчато, текуче, размашисто и небрежно. Если Рубенсу при беглом письме не удается достигнуть совершенства, то он вообще нехорош.
« назад вперед »
|