Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк »
Якоб Йорданс и
фламандские
караваджисты
»
Натюрморт,
анималистическая
живопись, пейзаж
»
Мастера бытовой
живописи
»
Краткий словарь
сюжетов и образов
мифов и легенд
»


   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3

Мастера бытовой живописи

Период расцвета творчества Тенирса - 1640-1650-е годы. Как раз к этому времени относится большая часть принадлежащих Эрмитажу живописных работ художника. Их сюжеты разнообразны. Здесь сцены в кабачках и на постоялом дворе, караульня с отдыхающими солдатами и офицерами, интерьер мастерской художника («Живописец в своей мастерской», 1641), кухня в крестьянском доме («Кухня», 1646) и комната в доме духовного лица («Портрет епископа Антония Триста и его брата - монаха-капуцина Евгения», 1652), пейзажи, крестьянские праздники и сельские игры на открытом воздухе, наконец, трактованные в жанровом духе религиозные картины (два варианта «Искушения св. Антония») и снискавшие необычайную популярность у современников изображения обезьян («Обезьяны в кухне»). Но наряду с этими обычными для Тенирса сюжетами, многократно повторяемыми им на протяжении всей жизни, в собрании Эрмитажа представлены и такие редкие в творчестве художника жанры, как марина («Приморская гавань») и групповой портрет. Последний - «Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий» (1643) - редкость не только в творчестве Тенирса, но и во фламандском искусстве вообще, ибо подобные портреты, представлявшие членов определенной гильдии или корпорации, широкое распространение получили только в голландской живописи. Впрочем, художник дает этому сюжету чисто фламандскую трактовку, создавая произведение своеобразного смешанного жанра, в котором и городской пейзаж, и портрет, и бытовая сцена сливаются в нерасторжимое единство. Причем, внимательно и точно изображая главных участников парада, происходившего в 1643 году на площади перед антверпенской ратушей по случаю юбилея декана старинной корпорации стрелков Годеварта Спейдерса, Тенирс ставит своей основной задачей достижение общего праздничного впечатления и от нарядной толпы - около двухсот маленьких фигурок, столпившихся перед ратушей и выглядывающих пз окон, и от торжественно украшенной к празднику площади.

Тот же праздничный характер, создаваемый главным образом колористическими эффектами, имеет и «Караульня» (1642), произведение не менее своеобразное по жанру, нежели портрет антверпенских стрелков. Здесь бытовая сцена сочетается с открывающейся вдаль светлой панорамой пейзажа, составляющего фон картины, и красочным натюрмортом из сваленного грудой на переднем плане оружия и различных воинских принадлежностей. Эта любовь художника к разнообразным деталям, как и к составляющему одну из важнейших черт жанровой живописи подробному неторопливому рассказу, особенно ярко раскрывается в его многочисленных изображениях крестьянских праздников, в чем позволяют убедиться три картины в собрании Эрмитажа: два «Деревенских праздника» (1646 и 1648) и «Крестьянская свадьба» (1650). К данному сюжету Тенирс обратился еще в конце 1630-х годов, возможно вдохновленный примером Рубенса, создавшего в свой «степовский» период знаменитую «Кермессу» (Лувр, Париж) и «Крестьянский танец» (Прадо, Мадрид). Как раз в то время Тенирс сблизился с прославленным живописцем Фландрии, поскольку в 1637 году он женился на Анне Брейгель, воспитаннице Рубенса, который взял опеку над нею после смерти ее отца, Яна Брейгеля Бархатного. Но если крестьяне и крестьянки Рубенса, здоровые, жизнерадостные и жизнелюбивые, с их бьющей через край энергией, кажутся сродни вакхическим образам художника, воплощением могучей матери-земли, то персонажи деревенских праздников Тенирса - это марионетки, наряженные в крестьянские костюмы и разыгрывающие веселое представление.
Причем каждая из композиций Тенирса распадается на ряд самостоятельных эпизодов-мизансцен. Но художник, как умелый режиссер, искусно объединяет их в одно целое. Впечатления единства композиции он достигает, главным образом, живописными средствами, используя светлую, как бы притушенную гамму красок и подчиняя ее общему мягкому голубовато-серебристому тону неба, словно подернутого легкой дымкой. Небо в каждой из трех названных картин занимает едва ли не большую часть полотна, и Тенирс с достойным удивления искусством создает впечатление трепетности, подвижности самого воздуха и мягко плывущих по небу облаков. Однако реальность пейзажа (а Тенирс был большим Мастером этого жанра) лишь подчеркивает пасторальный театрализованный характер самого изображения крестьян.
Постепенно усиливаясь от композиции к композиции, отмеченная тенденция закономерно приводит к появлению в творчестве художника настоящих пасторалей. К иному жанру трудно, например, отнести две парные картины Эрмитажа - «Пастушок» и «Пастушка», исполненные Тенирсом, очевидно, уже в брюссельский период его жизни и представляющие под видом героев пасторали, возможно, кого-то из близких самого художника. Но как далеки эти нарядные, кукольноподобные фигурки в театральных костюмах от полнокровпых, исполненных движения и жизни образов Рубенса и как приближаются они к миру искусства великого француза Антуана Ватто, которому от подобных пасторальных изображений оставалось сделать лишь один шаг, чтобы войти в свою страну грез!

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru