|
Автопортрет в кругу друзей
1
2
3
4
5
6
7
|
Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк
Рубенс вывел фламандскую художественную культуру на новые пути, став творцом актуального и живого, тесно связанного с современностью искусства. Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Дальнейшие достижения фламандского искусства XVII века связаны, в первую очередь, с именами ближайших сподвижников Рубенса - ван Дейка, Йорданса и Снейдерса.
Эти художники, правда, не обладали столь отличавшей Рубенса широтой творческого диапазона, их дарованиям была свойственна известная односторонность. Однако в своей области каждый из них достиг непревзойденных вершин мастерства, обогатив как национальную художественную культуру, так и западноевропейское искусство XVII века в целом.
Первое место среди перечисленных имен, бесспорно, принадлежит Антонису ван Дейку (1599-1641). Это был живописец ярчайшего дарования, не без успеха пробовавший свои силы в разнообразных жанрах. Но областью, в которой он сумел сказать новое слово, стала портретная живопись. Как портретист прежде всего ван Дейк получил мировое признание и вошел в историю европейского искусства XVII века.
Именно о данной стороне искусства мастера собрание Эрмитажа дает почти исчерпывающее представление: в музее нет только больших портретов, относящихся ко времени пребывания художника в Италии. В целом же эрмитажная коллекция включает все получившие развитие в творчестве ван Дейка типы портрета - от заказных, официальных его работ до таких, которые художник писал, следуя велению сердца, для себя и близких ему людей.
Среди созданных ван Дейком портретов, хранящихся в Эрмитаже, - а их в собрании музея более двух десятков - немало подлинных шедевров.
Относящиеся к разным периодам творчества мастера, они дают возможность не только очертить его путь, но и убедиться в том, сколь виртуозно владел ван Дейк ремеслом портретиста, какими разнообразными, в зависимости от конкретно стоящих перед ним задач, были его выразительные средства, технические приемы, композиционные решения. Созданная ван Дейком портретная галерея - настоящий памятник его эпохе.
Она донесла до нас и живой облик современников живописца, и тот идеал прекрасной личности, который он утверждал в своем искусстве.
Жизнь художника была короткой, и, словно предчувствуя свой ранний конец, он спешил совершить то, в чем видел свое предназначение. Ван Дейк происходил из состоятельной бюргерской семьи. Его отец был крупным поставщиком шелка. Кроме Антоинса, который был седьмым ребенком в семье, у Франса ван Дейка и Марин Купере было еще одиннадцать детей.
После рождения двенадцатого ребенка, когда Антонису едва исполнилось восемь лет, его мать умерла. Как сообщают биографы, она была большой искусницей по части вышивок и вышила несколько исторических сиен с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Возможно, первые уроки рисования своему сыну дала она.
В доме отца Антонис получил очень тщательное воспитание, обучался даже музыке. Он отличался исключительными способностями и в детстве был настоящим чудо-ребенком. Однако Франс ван Дейк, верный старым традициям фламандского бюргерства, стремился в первую очередь дать сыну надежную профессию, обучить его какому-нибудь ремеслу.
Ремесло живописца издавна считалось в Антверпене одним из самых почетных, и поскольку Антонис обнаружил склонность именно к нему, то в десятилетием возрасте он поступил в ученики к Хендрику ван Балену. Учение давалось Антонису легко, и уже в 1615 году он приобрел собственную мастерскую, хотя еще и не стал полноправным членом гильдии св. Луки.
К моменту же получения звания мастера - в феврале 1618 года - ван Дейк был вполне самостоятельным художником, с ярко выраженной творческой индивидуальностью. С этого времени или несколько ранее (примерно с 1617 года) он начинает активно сотрудничать с Рубенсом. Ван Дейк поселяется в доме Рубенса и очень скоро становится ближайшим помощником великого мастера во всех его крупных работах.
И если в прямом смысле слова учеником Рубенса его назвать нельзя, именно в тесном общении с прославленным живописцем Фландрии, в атмосфере его мастерской завершилось формирование молодого художника. Здесь он не только оттачивал свое мастерство, но и встречался с интересными и образованными людьми. А мастерская Рубенса ко времени появления в ней ван Дейка была не просто центром нового фламандского искусства, но средоточием всей художественной и интеллектуальной жизни Фландрии.
Работая с Рубенсом, ван Дейк - а он оставался в доме художника вплоть до своего отъезда в Италию в 1621 году - впервые познакомился со многими из выдающихся своих соотечественников, изображения которых впоследствии составили знаменитый графический сборник «Иконография ван Дейка» - серию исполненных по рисункам художника гравированных портретов современников-живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, ученых, меценатов, полководцев, общественных деятелей.
Воздействие личности Рубенса на творческое становление молодого ван Дейка было, вне сомнения, огромным. Отпечаток увлечения искусством великого мастера лежит на многих произведениях ван Дейка. Желая, очевидно, проникнуть в тайны рубенсовской живописи, овладеть всеми секретами мастерства, художник с таким вниманием изучал технику великого своего коллеги, что научился даже воссоздавать манеру его письма. Иногда почти невозможно провести четкую грань между работами обоих живописцев.
И все же печать индивидуальности лежит на каждом, даже самом близком к Рубенсу, создании ван Дейка.
« назад вперед »
|