|
Автопортрет в кругу друзей
1
2
3
|
Мастера бытовой живописи
Фламандская бытовая живопись XVII века, на первый взгляд, представляется явлением, обособленным от главного направления развития фламандского искусства, самой природе которого, казалось, была чужда всякая мысль о частном и повседневном. Камерный характер жанровых картин фламандских мастеров делает их особенно близкими подобным же работам голландских живописцев, напоминая о соединяющем обе национальные школы общем историческом и культурном прошлом.
Но уходящая корнями в нидерландскую живопись фламандская бытовая картина вместе с тем оказывается теснейшими узами связанной с основным руслом, по которому шло развитие фламандского искусства XVII века и вне этого русла не может быть по-настоящему понята и оценена. Ведущими ее мастерами по праву почитаются Адриан Брауэр (Броувер) и Давид Тенирс Младший.
Оба художника воплотили в своем творчестве самые существенные особенности фламандского бытового жанра, и их произведения, рассмотренные в единстве, позволяют проследить весь путь, пройденный фламандской бытовой картиной - от яркой фиксации реального факта (у Брауэра) до постепенного перерождения бытовой сцены в жанр пасторали (у Тенирса).
Адриан Брауэр (1605 или 1606-1638) был самой необычной фигурой во фламандском искусстве XVII века - и по творческим интересам, и по образу мыслей. Его веселый нрав и склонность к шутовству, богемная беспорядочная жизнь и тяга к перемет мест, при необычайной скудости достоверных сведений о художнике, породили множество кривотолков, дав повод его биографам нарисовать портрет бесшабашного гуляки, «безгранично преданного табаку и водке» и работавшего «редко где-нибудь в ином месте, кроме кабачка».
Но подобному портрету едва ли соответствовал подлинный образ художника, чье творчество являло собой пример непрерывного, исключительно стремительного роста и неуклонного совершенствования живописного мастерства.
Рано начав самостоятельную жизнь, Адриан Брауэр, сын живописца, изготовлявшего шаблоны для шпалер, из фламандского города Ауденарде, провел годы юности в Голландии, в Амстердаме и Харлеме, где, вероятно в 1623 году, стал учеником выдающегося голландского портретиста Франса Халса. Но помимо живописи молодой Брауэр пробовал свои силы в поэзии и выступал как актер-любитель в театральных постановках харлемской камеры риторов, в которую вступил в 1626 году.
Работа в мастерской такого блистательного физиономиста, каким был Хале, а также опыт актера, должно быть, немало способствовали развитию у Брауэра его редкого дара наблюдательности, что необычайно помогло художнику в дальнейшем в передаче всевозможных оттенков богатейшей мимики персонажей его картин. В конце 1631 года Брауэр, уже снискавший широкую известность как живописец, вернулся на родину и обосновался в Антверпене.
И именно здесь, в Антверпене, в творчестве художника получил окончательное оформление жанр, которому он посвятил себя, - изображение сцен из жизни низов фламандского общества. Если по своим сюжетам, интерес к которым художник приобрел в Голландии, в кругу того же Халса, картины Брауэра были необычны для фламандской живописи того времени, то характер их трактовки не оставлял никаких сомнений в том, что это работы именно фламандского мастера.
Прежде всего, типично фламандской чертой творчества Брауэра была страсть к изображению сильных, резко обостренных чувств и аффектов. Драки во время карточной игры или шумной попойки, разноголосое, нестройное пение под аккомпанемент деревенского скрипача в убогом, прокуренном кабачке, жестокие операции, производимые доморощенными «лекарями», - частые сюжеты его маленьких картин, лучшие из которых по своей эмоциональной насыщенности и динамике вполне могут выдержать сравнение с «битвами» и «вакханалиями» Рубенса.
Вообще из всех фламандских живописцев XVII века только Брауэр приближается к своему великому соотечественнику по мастерству передачи самых разнообразных человеческих чувств и страстей. Недаром Рубенс высоко ценил его искусство. Вернейшим же тому подтверждением является факт, что в коллекции прославленного фламандца из всех современных живописцев Брауэр был представлен наибольшим числом произведений: собрание Рубенса насчитывало семнадцать его картин.
Входила в коллекцию великого художника и композиция, идентичная эрмитажной «Сцене в кабачке», единственной в музее работе антверпенского периода творчества Брауэра. Созданная в последние годы жизни мастера (1634-1638), она несет в себе черты его зрелого искусства и в сопоставлении с другой картиной из Эрмитажа
- «Деревенский шарлатан (Извлечение камня глупости»), исполненной Брауэром еще в Харлеме (около 1625), позволяет воочию убедиться в том, сколь стремительной была творческая эволюция художника от ранних гротескных и во многом поверхностных работ к глубоким произведениям зрелого периода, особенно если учесть, каким коротким оказался его жизненный путь.
В картине «Деревенский шарлатан» в центре внимания живописца тесно сбитая на переднем плане гогочущая масса смешных угловатых фигурок, большеголовых и большеротых, плотно обступивших «лекаря» и его «пациента». Их резкие движения и жесты, острая, экспрессивная мимика имеют характер откровенного шаржа. Лишь пейзаж, на фоне которого происходит действие, и тонко подобранная, изысканная красочная гамма смягчают это первое впечатление, сообщая произведению черты особого, присущего только Брауэру поэтического строя.
« назад вперед »
|