Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты » Натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж » Мастера бытовой живописи »
Краткий словарь сюжетов и образов мифов и легенд »

   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3 4 5 6 7

Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

В Англии Ван Дейк написал немало портретов деятелей английском культуры. К таким произведениям относится, в частности, портрет Иннго Джонса (начало 1630-х годов), крупного архитектора и декоратора, построившего здание Банкетного зала дворца Уайтхолл к Лондоне, росписи для плафона которого были выполнены Рубенсом. В этом портрете ван Дейк скупыми и лаконичными средствами создал Живой, запоминающийся образ человека, запечатленного в момент душевного напряжения, эмоционального порыва, вновь вернувшись к теме более раннего периода своего творчества.
Искусство ван Дейка сохраняло весь свой блеск и полноту жизни до конца его дней. В Англии мастерство живописца достигло новых вершин. Подтверждением этому может служить прекрасный портрет сэра Томаса Чалонера (конец 1630-х гг.), одною из тех, кто в период английской буржуазной революции был в числе подписавших смертный приговор Карлу I. Художник без всякой идеализации показывает лицо уже немолодого человека. с дряблой кожей и покрасневшими веками. Но энергичный, властный поворот головы, вздрагивающие ноздри, твердо сжатый рот и особенно глаза, светлые и пронзительные, позволяют ощутить динамику внутренней жизни этого человека. Напряженная эмоциональность, пронизывающая весь строй портрета, как бы отражает саму атмосферу, в которой жило английское общество накануне буржуазной революции. Портрет Чалонера исполнен с такой легкостью и свободой, что кажется написанным в один прием. Очень тонко и деликатно, мелкими мазочками ван Дейк накладывает краски, моделируя лицо и руку, властно указывающую на эфес шпаги; с эскизной свободой пишет волосы; длинными, извивающимися, элегантно подвижными мазками передает переливы отблесков черного шелка костюма, игру света на изломах его складок. Предельно скупа красочная гамма портрета. Но почти монохромный в своем лаконизме цветовой строй этого полотна подчеркивает изысканность созданного художником образа.
В Англии ван Дейк писал почти исключительно портреты. Однако рамки портретного жанра были для него явно тесными. Диапазон художественных интересов мастера отличала прежняя широта. В последние годы жизни он, например, очень много занимался пейзажем. И хотя, кроме рисунков, самостоятельных пейзажных работ у художника не было, пейзажные фоны в его портретах сыграли немалую роль в дальнейшем развитии западноевропейской (особенно английской) пейзажной живописи. Более всего, однако, мечтал ван Дейк о поприще исторического живописца. С радостью принял он заказ на исполнение картонов для шпалер на тему «История ордена Подвязки», предназначенных для украшения Банкетного зала дворца Уайтхолл в Лондоне. Но этой работе мастера не суждено было осуществиться. В Англии назревали грозные политические события, предвещавшие буржуазную революцию, и король уже не имел возможности по-прежнему тратить большие суммы на оплату художественных заказов. Сделав несколько эскизов, ван Дейк принужден был оставить интересную для него работу.
Хотя в Англии ван Дейк пользовался огромным успехом у заказчиков и был окружен величайшим почетом (король пожаловал ему золотую цепь рыцаря, звание своего «главного, постоянного художника» и устроил его брак с представительницей одной из знатнейших фамилий), он здесь так и не «натурализовался». Художника постоянно влекли на родину разнообразные деловые интересы, дружеские связи и родственные чувства. В Антверпене жили его брат и сестры, его незаконная дочь Мария-Терезия о которых он заботился. Там осуществлялось задуманное им издание гравированных портретов виднейших деятелей современности. Ван Дейк трижды возвращался во Фландрию, а в 1634 году - даже на целый год. По-видимому, художник собирался тогда остаться на родине. Все говорит об этом. Он приобрел земельный участок недалеко от Антверпена; среди других живописных работ взялся за исполнение заказа большого общественного значения: написать для ратуши в Брюсселе групповой портрет членов магистрата (не сохранился; эскиз - в Школе изящных искусств, Париж); наконец, в октябре 1634 года товарищи-художники избрали его почетным деканом гильдии св. Луки - честь, которой до ван Дейка удостоился лишь Рубенс. Однако остаться в Антверпене тогда художнику не удалось.

Последняя поездка ван Дейка на континент состоялась весной 1641 года, когда он вместе с женой отправился в Париж, рассчитывая получить заказ на украшение росписями галереи Лувра, и. потерпев неудачу, вновь вернулся в Лондон. В Лондоне ван Дейк заболел и в декабре 1641 года скончался сорока двух лет от роду. Его торжественно похоронили в хоре лондонского собора св. Павла.

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru