Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты » Натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж » Мастера бытовой живописи »
Краткий словарь сюжетов и образов мифов и легенд »

   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3 4 5 6 7

Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

Это качество, в первую очередь, отличает его портретные работы от произведений Рубенса, портретные образы которого принадлежат иному, героизированному миру, отрешенному от зрителя. Рубенс сосредоточивал внимание на объективной характеристике модели, лишь в редких случаях обнаруживая свое непосредственное отношение к изображенному. Его персонажи замкнуты в себе и всегда смотрят куда-то в пространство, мимо зрителя. Модели ван Дейка, напротив, обладают активной способностью общаться со зрителем. Портреты ван Дейка, уже самые ранние, в значительной мере окрашены личным чувством художника и несут на себе печать его индивидуальности. Вольно пли невольно он сообщает своим моделям черты собственной личности, собственного внутреннего мира. А ему импонировали люди с высокими интеллектуальными и духовными запросами, живущие богатой внутренней жизнью. Не случайно портреты собратьев-художников, коллекционеров-меценатов и ученых-гуманистов заняли большое место в творчестве ван Дейка уже в этот ранний, так называемый первый антверпенский период. Именно в них прежде всего своеобразно претворилось в целом свойственное фламандскому искусству первой трети XVII века высокое представление о значимости человеческой личности, в свою очередь воспринятое ван Дейком в творчестве Рубенса. Но ван Дейк углубляет это представление, делает его более конкретным, утверждая в своих портретах духовное, интеллектуальное превосходство человека в мире, возвышая утонченность и богатство эмоциональной жизни творчески активной личности.

Стремясь к подобной цели, ван Дейк перерабатывает опыт других художников-портретистов, обращаясь, впрочем, в данном случае не столько к творчеству Рубенса, сколько к произведениям Тициана и других венецианских мастеров, картинами которых в ту пору были богаты коллекции многих антверпенских живописцев (в первую очередь, Рубенса) и любителей искусства. Так, не без воздействия портретов Тициана собственные работы ван Дейка обретают более величественный, репрезентативный характер, возрастает их композиционная сложность. Фон уже не нейтральный, как в самых ранних портретах мастера, а разработанный, становится неотъемлемой частью композиции. Фигуры все более органично связываются с ним, активно включаясь в пространство изображенной архитектуры. Пышные развевающиеся драпировки звучного красного тона, парадный антураж, декоративные архитектурные детали вносят в портреты оттенок приподнятости и торжественности. Но ван Дейк не теряет человека за этим парадным окружением. Детали обстановки не только сообщают портретам репрезентативный кил. не только выполняют определенную композиционную функцию, но всегда помогают углубить характеристику модели. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете Николаса Рококса» (1621), как бы отражают богатый мир духовных интересов представленного человека - бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителя искусств, друга и многократного заказчика Рубенса.
Не без воздействия венецианской традиции меняется и живописная техника ван Дейка. Все чаще художник обращается к холсту, предпочитая его дереву, а вместо нидерландского белого мелового грунта, усиливающего впечатление чистоты и блеска красок, употребляет распространенный в Венеции темный, красноватый, благодаря чему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в свою очередь, тоньше раскрыть внутреннюю одухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621). Запечатлевая с поразительной убедительностью на каждом из своих портретов живой облик позирующего ему человека, вам Дейк никогда не стремился достичь простой иллюзии реальности. Его портреты - это прежде всею живописные образы, воплощенные на картинной плоскости в неразрывной с нею связи. И в их создании самому почерку живописца, движениям его кисти принадлежит немаловажная роль. Так в «Семейном портрете» художник накладывает краски почти пен подготовки, местами оставляя открытым грунт и даже холст. И мазки - то топкие и прозрачные, то плотные, густые, почти рельефные, - сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, жить саму красочную поверхность, в то же время создавая ее неповторимый узор.

Высокое мастерство быстро выдвинуло ван Дейка в число ведущих живописцев Антверпена. Очень скоро его популярность вышла за пределы Фландрии. Им, например, начали серьезно интересоваться англичане. Так, в июле 1620 года сэр Томас Хауард, граф Эрундел, один из знаменитейших меценатов того времени, получил от своего доверенного лица письмо, в котором, в частности, говорилось: «Ван Дейк живет у господина Рубенса, и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя. Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса». Но на помощь пришел английский король Иаков I, и в ноябре 1620 юла художник приступил к работе над портретами в Лондоне. Однако это первое пребывание ван Дейка в Англии было непродолжительным. Уже в конце февраля следующего года Антонпс ван Дейк, «слуга его величества» (короля английского), выхлопотал себе восьмимесячный отпуск и покинул Лондон, но не на восемь месяцев, а на одиннадцать лет. Молодого живописца влекла Италия. Ван Дейк объездил многие ее города, побывав в Генуе. Риме и Венеции, Флоренции, Милане и Мантуе, Болонье. Турине и Палермо. Везде он изучал памятники искусства и делал наброски с привлекших его внимание античных статуй и картин великих мастеров Возрождения. В сохранившемся до наших дней альбоме набросков, сделанных художником во время его итальянского путешествия, имеются зарисовки композиций особенно любимых им венецианцев - Тициана, Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо, а также Рафаэля, Леонардо да Винчи и болонских живописцев.
Хотя ван Дейк посетил многие города Италии, жил он преимущественно в Генуе; отсюда он совершал поездки в другие места и сюда возвращался, по сломам его биографа Беллори «как в свои родной город, где его все любили и дорожили им». С Генуей был связан и Рубенс: во время своего пребывания в Италии он написал здесь немало портретов. В Генуе издавна жили многие фламандские художники. С этим городом Антверпен был тесно связан торговыми отношениями. Ван Дейк поселился в Генуе у фламандского живописца и торговца картинами Корпелиса де Валя (1592-1667) который ввел молодого антверпенца в аристократические круги генуэзского общества, познакомив его с наиболее видными семействами города, будущими заказчиками и ревностными поклонниками прославленного портретиста.

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru