Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты » Натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж » Мастера бытовой живописи »
Краткий словарь сюжетов и образов мифов и легенд »

   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3 4 5 6 7

Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

Портреты ван Дейка заметно выделялись на общем фоне портретного творчества сограждан художника. А в Антверпене работало немало портретистов. Однако ни один из них не мог выдержать сравнения с ван Дейком по изысканности и тонкости исполнения. Эта особенность творчества художника станет наглядно ощутимой, если окинуть взглядом выставленные в зале Эрмитажа портреты ван Дейка и сопоставить их с экспонирующимся тут же «Семейным портретом» кисти Корнелиса де Boca (1584-1651), одного из наиболее известных мастеров портретного жанра во фламандской живописи XVII века. Упомянуть данную картину де Boca тем более интересно, что в XVIII веке она поступила в Эрмитаж как произведение ван Дейка. «Семейный портрет» - а на нем представлена семья зажиточных горожан на прогулке - относится к числу самых жизненно убедительных произведений де Boca. Его отличают живость, непринужденность и непосредственность, появившиеся в творчестве художника, вероятно, не без воздействия вап Дейка. И все же свойственная де Восу неукоснительная правдивость передачи каждой детали изображения, как и ровное нейтральное освещение всей группы, заставляет вспомнить слова Роже де Пиля, посвященные ван Дейку: «Многие писали портреты, столь же правдивые, правильно нарисованные и удачные по колориту, как у ван Дейка; однако, не умея распределить освещение с тем же искусством, с тем же тонким пониманием светотени, они не могли достичь ощущения изысканного, удивительного и необычайного, каковое присуще его произведениям».

Восхищавшая многих современников изысканность исполнения отличала и религиозные картины ван Дейка второго антверпенского периода творчества. Одной из лучших среди них является принадлежащий Эрмитажу «Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками)». Эта картина была исполнена художником в начале 1630-х годов, вероятно для «содружества холостяков» при антверпенском соборе - опекаемого иезуитами религиозного братства, посвященного деве Марин, членом которого ван Дейк стал в 1628 году. Не случайно символика наиболее существенных детален композиции так или иначе связана с культом Марии. Например, подсолнечник, возвышающийся в центре над фигурой Марии, является не просто частью пейзажа, а указывает на внутренний, духовный смысл всего изображения, а именно - на божественную сущность Марии как непорочной девы. То же значение имеет и попугай, сидящий на ветке слева от Марии. Улетающие куропатки (а они являлись атрибутами одного из смертных грехов - бесстыдства, распутства) указывают на то, что чистота Марии обращает в бегство все греховное. Яблоня, усыпанная плодами, под которой сидит святое семейство, символизирует в данном случае преодоленный Марией первородный грех. Белые розы, виднеющиеся за яблоней, также были атрибутом Марии, символом девственной чистоты, красоты, любви и радости.
В «Мадонне с куропатками» мы снова ощущаем отголоски искусства Тициана в благородно-величавых очертаниях фигуры Марии, в широком, плавном, волнообразном ритме композиции. Она необычна для алтарного образа. Основную группу действующих лиц - Марию с младенцем на коленях и Иосифа - художник сдвигает влево. Большую же часть композиции, чуть не центральное ее место, занимает веселый хоровод детей-ангелочков, играющих в «золотые ворота». К ним тянется младенец Христос. Ван Дейк умеет передать всю живость и непосредственность этих милых детских фигурок. Но их движения замедленны и, быть может, немного нарочито изящны. И в подобной сдержанной грации фигур, а особенно в мягкой притушенности и изысканности красочной гармонии уже есть предчувствие изощренного в своих средствах искусства следующего века.
В 1630 году ван Дейк получил звание придворного живописца испанской наместницы в Нидерландах, инфанты Изабеллы. Признанное всеми положение одного из ведущих мастеров антверпенской живописной школы поставило его рядом с Рубенсом в центр художественной жизни страны. Он завален заказами. И все же в конце 1632 года, приглашенный Карлом I работать при английском дворе, ван Дейк уезжает в Лондон, где живет, с небольшими перерывами, до самой своей смерти.
Этот последний, недолгий период его творчества особенно широко представлен в Эрмитаже. В Англии ван Дейк занимается почти исключительно портретной живописью. Сразу же заняв первенствующее положение среди художников, он становится любимым портретистом не только Карла I и его жены Генриетты-Марии, но и всей английской аристократии. В творчестве мастера законченное художественное воплощение получает сложившийся в английском общество идеал аристократа - духовно-утонченной личности, внутренний аристократизм которой знатность происхождения лишь подтверждает. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка, благородство внешнего облика и внутренняя утонченность - эти черты неизменно подчеркиваются во всех портретах, вне зависимости от того, обладали ли ими запечатленные художником модели на самом деле. Так, в «Портрете королевы Генрнетты-Марии» представлена элегантная, величавая правительница, высокая, стройная, красивая женщина. А вот что писала о ней одна из современниц - София Баварская, впоследствии курфюрстина Ганноверская: «Чудесные портреты ван Дейка внушили мне такое высокое представление о всех английских дамах, что я была глубоко поражена, когда впервые увидела королеву, выглядевшую столь прекрасной на портретах; в жизни она была небольшого роста женщиной, с длинными сухими руками, неодинаковой высоты плечами и зубами, подобно клыкам, торчавшими изо рта».

« назад     вперед »


  Социальная реклама: » Читай лайфхаки и советы о туризме на сайте stateyka.com.


  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru