Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты » Натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж » Мастера бытовой живописи »
Краткий словарь сюжетов и образов мифов и легенд »

   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3 4 5 6 7

Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

Его личный темперамент, присущие ему чрезвычайная порывистость и импульсивность оставили свой след в характерной для молодого художника утрировке заимствованных у Рубенса черт стиля. Так, динамичность образов великого фламандца в ранних картинах ван Дейка находит, в частности, воплощение в несвойственном художнику впоследствии изображении очень бурных эмоциональных переживаний. Характерный тому пример - «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с его работой над серией изображений двенадцати апостолов, популярной темой во фламандском искусстве первых двух десятилетий XVII века. Созданная не без оглядки на подобную же серию картин Рубенса, апостольская серия ван Дейка обладает яркими персональными чертами. В ней ощутимо отличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами) тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа - качество, закономерно приведшее ван Дейка на путь портретного живописца. Не случайно изображения апостолов создавались художником на основе почти исключительно портретных штудий натурщиков. Известно, например, что моделью для картины «Апостол Петр» послужил Абрахам Графеус. Cлужитель антверпенской гильдии св. Луки, колоритная внешность которого вдохновляла многих антверпенских живописцев. Впрочем, для паи Дейка выразительный облик Графеуса лишь отправная точка в создании образа героя евангельской легенды, ибо для художника была важной не столько яркая физиономическая характеристика персонажа, сколько передача одушевляющего его грубоватое лицо сильного чувства. Раскрыть внутренний эмоциональный мир человека, передать динамику человеческой души - вот что неудержимо притягивало к себе внимание молодого живописца с первых шагов его самостоятельного творческого пути. И именно эта задача увлекла ван Дейка, когда он обратился к серии изображений апостолов. В ней, однако, поражает не только необычайное разнообразие физиономических и эмоциональных характеристик избранных художником моделей. Картины апостольской серии, как, впрочем, многие ранние произведения ван Дейка, заметно отличаются от его дальнейшего творчества. Здесь художник еще абсолютно далек от каких бы то ни было исканий красоты и изящества форм, к которым придет впоследствии. Напротив, его привлекает все ярко индивидуальное, подчеркнуто характерное, и в своем истовом изучении натуры он не отступает даже перед уродством... Но жанровые границы искусства ван Дейка в ранний период творчества отнюдь не ограничивались задачами портретных штудий. Так в мастерской Рубенса, сотрудничество с которым немало способствовало расширению творческого диапазона молодого живописца, он работал и над большими алтарными композициями, и над мифологическими картинами по эскизам великого мастера, а также, как было упомянуто выше, выполнял гризайльные копии с его работ, служившие образцами для граверов. И все же среди самостоятельных работ ван Дейка особое место уже в эти ранние годы заняли портреты.

По своим внешним особенностям ранние портреты ван Дейка еще тесно примыкают к выработанному нидерландским искусством традиционному типу. Для них характерны темный нейтральный фон, строгость и простота построения, неукоснительная правдивость фиксации черт внешнего облика моделей и деталей их костюмов. Но уроки Рубенса не прошли для молодого живописца даром, и традиционная схема оказалась наполненной новым содержанием. Так, в «Портрете молодого человека» (поколенном) - самом раннем среди эрмитажных портретов ван Дейка (он исполнен около 1618 года) - мы уже не наблюдаем присущего старонидерландскому искусству подробного анализа человеческого лица, тщательной выписанностн малейшей черточки внешнего облика изображенного и мелочности передачи всех деталей его одежды. Нет здесь прежнего рассеянного и безразличного освещения, нет былой резкой четкости контуров и статичности позы. Кисть живописца, уверенно моделируя объемы, легко и плавно следует за всеми изгибами формы, воссоздавая ее живое трепетание. Фигура, окутанная волнами теплого света, как будто выступает из темного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствия изображенного на портрете человека. Причем эффект еще возрастает благодаря тому, что живой взгляд человека устремлен прямо на нас и его глаза, кажется, даже способны видеть стоящего перед ним зрителя...
Но не только в этом удивительном мастерстве, словно заставляющем забыть и искусство, и художника, всецело отдавшись во власть возникшего перед нашим взором образа, заключено своеобразие портретов ван Дейка. Напряженная внутренняя жизнь светится в глазах его моделей, тончайшие оттенки чувств сосредоточены в них. Некоторую встревоженность читаем мы в доверчиво распахнутых глазах юной матери, держащей на коленях ребенка («Портрет молодой женщины с ребенком», около 1618, предположительно Вальтазарины ван Линии с сыном Адрианом ван Кетвельде); вопрошающе и немного печально смотрит на нас мужчина из «Семейного портрета (Семья пейзажиста Яна Вильденса?)» (1621), спокойные и чуть лукавый взгляд устремила и пашу сторону его жена. Побуждая заглянуть в глаза тому или иному своему персонажу, создавая у зрителя ощущение как бы личного контакта с ним, художник тем самым настраивает зрителя на активное сопереживание духовному миру человека, изображенного на портрете. В этом стремлении ван Дейка заставить почувствовать непосредственную связь портретируемого со зрителем, покапать человека как живую индивидуальность, которая не может существовать вне окружения себе подобных, заключается новизна портретов художника.

« назад     вперед »


  Социальная реклама: » В мире миллион бедных.на какой руке находится линия жизни на proektneftekon.ru - разбогатейте
  » По-видимому, именно сейчас Фортуна - в вашей команде. Время на победу в olgarogova.ru!


  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru