Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты » Натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж » Мастера бытовой живописи »
Краткий словарь сюжетов и образов мифов и легенд »

   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3 4 5 6 7

Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

Желая придать величественный облик такой далеко не царственной модели, ван Дейк использовал весь арсенал художественных средств большого парадного портрета, который выработал еще в Генуе. Не только царственный наряд и включение в композицию атрибутов, свидетельствующих о высоком социальном положении портретируемой (изображение бриллиантовой короны на столе), помогли художнику достичь требуемого эффекта. Удлинив пропорции фигуры, он подчеркнул ее стройность, применив узкий вертикальный формат изображения, а использовав точку зрения несколько снизу, добился впечатления торжественности целого, вместе с тем представив модель, показанную в полный рост, как бы вознесенной на невидимый пьедестал. Впрочем, даже идеализируя, ван Дейк - и в этом состоит один из главных секретов его мастерства - никогда не терял чувства правды живого образа: его модели менее всего походят на красивые манекены. Да и отмечаемая в портретах художника идеализация заключалась чаще всего не столько в приукрашивании черт самого лица, сколько в умении создать для него драгоценное обрамление.

Особенно точен в передаче индивидуальных качеств личности ван Дейк был в мужских портретах. Так без малейших прикрас запечатлел художник квадратное лицо Генри Денверса, графа Денби (1573-1644), прославленного солдата, служившего в Нидерландах и Ирландии и храбро сражавшегося в войсках французского короля Генриха IV (на левом виске Денверса виден заклеенный пластырем большой шрам от раны), а в 1633 году ставшего кавалером ордена Подвязки. Не менее правдиво запечатлел ван Дейк и облик английского короля Карла I на эрмитажном портрете, исполненном при участии мастерской художника. Слова выдающегося итальянского скульптора XVII века Лоренцо Бернини. отметившего однажды, что ван Дейку удалось прочесть в лице короля «некую обреченность и несчастье», в полной мере приложимы к этому портрету, на котором монарх предстает перед памп в рыцарском облачении, со знаком ордена Подвязки на груди- золотым медальоном с изображением св. Георгия, сражающегося с драконом.
Композиционные приемы в английских портретах ван Дейка малоразнообразны. Более того, нередко художник использует в разных портретах однажды найденное удачное решение. Но все же он всегда (и в этом сила его мастерства!) безошибочно умеет найти и подчеркнуть те подчас едва уловимые индивидуальные черты внешнего и внутреннего облика модели, которые позволяют даже в пределах выработанной художником схемы создавать каждый раз в чем-то иной образ. Так, в «Портрете Эверхарда Ябаха» (1636-1637) ван Дейк повторил схему «Автопортрета». Но художник обогатил портрет изображением в глубине композиции, на фоне, конкретного уголка английской природы. Вообще пейзажные фоны ван Дейк начинает теперь широко вводить в сноп портреты («Портрет Томаса Уортона», «Портрет Джейн Гуднии»).
По сравнению с итальянским и вторым антверпенским периодами краски на английских портретах ван Дейка вновь обретают яркость. Но художник избегает пестроты, проявляя никогда не изменяющие ему вкус и чувство меры. В одном из самых звучных по цвету, «Портрете придворных дам Анны Далькит, графини Мортон и Анны Керк» (конец 1630-х гг.), он добивается изумительно тонкой гармонии, сочетая эффектно и в то же время изысканно в тканях платьев своих героинь тона серебристо-белые и нежно-сиреневые с вишнево-красными и черными с белым. Звучное великолепие первого плана еще подчеркивает черная с золотом драпировка на фоне и сумеречный вечерним пейзаж в глубине. Ни одно пятно не вырывается из общего колористического строя портрета каждый тон находит свой отзвук, сливаясь в единую и целостную красочную гармонию.
В Англии, загруженный многочисленными заказами, вам Дейк принужден работать одновременно над несколькими портретами. Он привлекает в свою мастерскую помощников, которые дописывают одежды и руки со специальных натурщиков. Все это иной раз приводит к неровности качества работ. Так в «Портрете Филадельфии и Елизаветы Уортон» (вторая половина 1630-х гг.) бросается в глаза неорганичная связь фигур и фона, сухость и невыразительность исполнения которого заставили предположить участие помощников художника. Но сами фигуры, написанные ван Дейком собственноручно, принадлежат к лучшему из созданного им в Англии. Детские портреты открывают еще одну грань его искусства. Ван Дейк был великолепным мастером детского портрета. Никогда не впадая ни в кукольность, ни в слащавость, в своих портретах детей он тонко подчеркивал особенности детского возраста, умел передать всю свежесть и наивность детского восприятия мира. Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящие придводные ламы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую» серьезность, они держат себя со всей непосредственностью детей, с удовольствием и не без лукавства играющих свою роль. Изысканность холодной красочной гаммы, отточенное изящество серебристого тона, отличающие многие английские портреты ван Дейка, и в частности данный, были в дальнейшем восприняты английскими живописцами. Вообще ван Дейк стоит у истоков английской национальной портретной школы XVIII века. В его творчестве немало почерпнули для своего собственного портретного искусства такие выдающиеся живописцы Англии, как Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнольде. И потому позднее творчество фламандского мастера в такой же мере принадлежит истории английского искусства, как и фламандского.

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru