Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Обучение Марии Антонис ван Дейк » Якоб Йорданс и фламандские караваджисты » Натюрморт, анималистическая живопись, пейзаж » Мастера бытовой живописи »
Краткий словарь сюжетов и образов мифов и легенд »

   
   
   
В кругу друзей
Автопортрет
в кругу друзей


1 2 3 4 5 6 7

Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

Генуэзский период биографии ван Дейка, длившийся с 1621 но 1627 год оказался весьма плодотворным для творчества художника. Это были годы настоящего взлета его искусства. В Италии окончательно установился зрелый стиль ван Дейка. Здесь впервые появился в его творчестве тип большого парадного портрета - портрета-картниы, портрета-зрелища, созданный Рубенсом, по благодаря именно ван Дейку получивший общеевропейское распространение. За годы пребывания в Италии ван Дейк написал десятки подобных произведений, снискавших ему славу творца международного аристократического парадного портрета. Но наряду с парадными ван Дейк продолжал писать портреты, в которых дальнейшее развитие нашли искания его первого антверпенского периода - портреты, в которых художник воплощал свое представление о творчески активной, духовно богатой человеческой личности. К работам такого рода в собрании Эрмитажа принадлежат два мужских портрета.
Первый из них написанный около 1623 года, - один из бесспорных шедевров итальянского периода творчества ван Дейка. Исключительная внешняя строгость и простота отличают его. Художника Ее интересуют ни костюм, ни окружающая обстановка - только сам человек, движения его души, его эмоциональный мир. И внимание в портрете сосредоточено на самом главном - лице и руках модели, выделенных светом. Человек не позирует. Он запечатлен, должно быть, в момент спора. Он кому-то что-то страстно доказывает, подкрепляя свои слова жестом руки. Ван Дейк прибегает здесь к своеобразному новому приему, раскрывая внутренний порыв, духовное напряжение человека через внешнее действие. Живой взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, подвижные пальцы - все позволяет художнику выявить внутреннее существо человека, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость. В портрете нет никаких ярких красок, использованы только контрасты черного и белого. Но, прибегая к столь лаконичным средствам, ван День достигает впечатления исключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячими красноватыми оттенками, словно отражающими внутреннее духовное горение изображенного человека, его страстный эмоциональный порыв. В таком характере колорита - теплого, насыщенного, как бы излучающего внутренний свет - вновь сказалось изучение ван Дейком опыта венецианских живописцев, и прежде всего Тициана. Для ван Дейка, как и для Рубенса. Тициан был одним из любимых мастеров. Впоследствии посетители мастерской художника в Антверпене могли видеть в его доме комнату, наполненную картинами великого венецианца и копиями с работ последнего, исполненными фламандским портретистом.

Модель «Мужского портрета» неизвестна. На основании надписи на старинной гравюре портрет этот долгое время считался изображением антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса (1571-1647). Причем, в соответствии с таким определением модели, портрет относили ко второму антверпенскому периоду творчества ван Дейка. Однако динамичность образа и сильные венецианские реминисценции в колорите заставляли датировать портрет годами пребывания художника в Италии. Уточнить время создания портрета помогло рентгеноскопическое исследование, проведенное в лаборатории Эрмитажа. Рентгенограмма показала, что под верхним красочным слоем имеется эскиз знаменитого портрета кардинала Гвидо Бентивольо (Галерея Питти, Флоренция), исполненного на и Дейком в Риме около 1623 года. Увлечение искусством Тициана сказалось и на втором «Мужском портрете» (предположительно - лионского банкира Марка Антуана Люманя), принадлежащем Эрмитажу. В нем есть тициановская значительность образа, монументальная обобщенность силуэта, глубокий теплый тон, наконец, свобода и раскованность техники. Но и здесь интеллектуальная активность человека, внутреннее его горение прежде всего является объектом внимания художника. В этом портрете, как и в предыдущем, художник показывает человека в момент жизни, как бы случайно им подсмотренный. Человек читал письмо, которое он продолжает держать в руке, но на минуту оторвал от него взгляд. И лицо его, мясистое и обрюзгшее, совершенно преобразилось, одухотворенное мыслью...
В подобных портретах ван Дейк стремился раздвинуть традиционные рамки жанра, насытить изображение движением и страстью, почти драматическим действием. В Италии ван Дейк совершенствовал язык своего искусства, обогатил композиционные приемы и палитру. Его красочная гамма, утратив прежнюю яркость и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногими тонами, приобрела особенную глубину звучания. Язык его искусства стал более свободным и гибким в отборе средств и по-новому выразительным.
Присущая зрелому искусству ван Дейка образная и живописная утонченность своего апогея достигла в исполненном им уже по возвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретов художника. Дух непринужденности и рафинированной простоты характеризует общее впечатление. Ван Дейк предстает перед нами стройным юношей, с холеным, привлекательным, немного женственным лицом и аристократически тонкими и гибкими руками. Он, безусловно, идеализирует себя. Но весь облик художника, с изящной небрежностью позы и костюма, со взглядом мечтательным и чуть загадочным, полон артистизма и поэтической прелести. Утонченности, аристократизму его облика вторит такая же изысканность и утонченность исполнения. В самой технике, в движениях руки художника по холсту есть ощущение артистизма, свободного и непринужденного. Ван Дейку удалось сохранить здесь всю свежесть непосредственного наброска, эскиза, и потому созданному им образу хочется верить. В этом портрете воплотилось характерное для эпохи представление о художнике как артисте, виртуозе, человеке, причастном к высокому миру красоты и гармонии.
Вообще в портретах людей искусства, которых ван Дейк писал особенно много во второй антверпенский период творчества, он всегда стремился подчеркнуть ту духовную окрыленность духовную избранность человеческой натуры, которая была близка его идеалу прекрасной личности.
Те же представления руководили ван Дейком, когда он задумал издать упомянутую выше серию «Иконография». Ван Дейк создавал к ней рисунки и гризайли и собственноручно исполнил шестнадцать офортов. Эта серия гравированных портретов современников была издана только после смерти художника и в окончательном виде насчитывала сто девяносто гравюр.

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru