Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Дом Рубенса Щедрый дар Божий » Влияние Италии » Золотой фундамент » Король художников » Радость всем -
горе одному
» В поисках мира » Возрожденная
молодость
» Неиссякаемая мощь »

   
   
   
Рубенс
Питер Пауль
Рубенс, 1638


1 2 3 4 5 6

К.В.Уэджвуд. "Мир Рубенса"
Исследование творчества

Щедрый дар Божий

Питер Пауль Рубенс был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми физическими и психологическими свойствами, столь необходимыми как для счастливой семейной жизни, так и для успеха в обществе, - крепким здоровьем, приятной внешностью, мощным интеллектом, кипучей энергией, удивительным даром гармонии и в придачу ясной головой для творческой и деловой активности. Он был счастливчиком. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. Что бы он ни рисовал - белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, брызжущую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, - его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью. В те годы, когда жил Рубенс, такие ученые, как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Уильям Гарвей, изменили своими трудами представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и философ Рене Декарт полагался на силу разума человека, что оказало глубокое воздействие на его мышление. Такие католические святые, как Франциск Сальский и Тереза Авильская, посвятили всю свою жизнь возрождению духовной силы Церкви.
Но у этого века была и своя темная сторона. «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар - по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир. Самая разрушительная из всех - Тридцатилетняя - терзала Германию в те годы, когда Рубенс достиг самых крупных творческих успехов. Родину Рубенса - Нидерланды - на протяжении всей его жизни разрывала упорная борьба за независимость от Испании. Она началась за десять лет до его рождения и завершилась спустя восемь лет после его смерти. Трудно себе представить, что Рубенс мог рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое мрачное время, когда повсюду торжествовали насилие и разорение. Означает ли это, что Рубенс оказался нечувствительным к реальностям своего времени, или же его не трогали страдания ближних? Напротив, он внимательно следил за событиями, разворачивавшимися на политической сцене, и был их активным участником. Его советы высоко ценили правители Нидерландов и даже несколько раз поручали весьма деликатные дипломатические миссии. В его письмах звучит неподдельная тревога по поводу состояния дел в Европе и страданий, причиненных непрекращающейся войной. И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Другая причина огромной популярности творчества Рубенса заключалась в том, что его искусство в совершенстве выражало интеллектуальную атмосферу его времени. Тогда культура Западной Европы была одновременно обращена и к христианству, и к духу античности. Возрождение классического Ренессанса, а также возникновение течений религиозной реформации и контрреформации в тот период представляло собой единый интеллектуальный поток. Как ученые католики, так и протестанты в едином порыве посвящали себя изучению греческой и римской античности, но при этом они старались расширять, насколько было возможно, христианские познания, развивать христианскую доктрину. В результате произошло примирение материальной красоты классического наследия с духовным учением христианской церкви. В начале XVII века такое динамическое объединение классицизма с христианским рвением стало проявляться в мире искусства в новой форме, которая впоследствии стала известна как стиль барокко. Новый бунтующий дух придавал живописи, скульптуре и архитектуре новую энергию, наполняя их светом, цветом и движением, добиваясь от них более сильного воздействия на чувства зрителей. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.
Искусство Рубенса стало источником вдохновения не только для последующих поколений, оно служило также вполне естественным звеном между Италией и северными странами. До появления Рубенса итальянское и фламандское искусство развивалось, шествуя по своему, типичному для него пути. Фламандская живопись была высоко реалистической, тяготевшей к ландшафту и портрету. Она отличалась особой графической детализацией и консервативной по характеру композицией. С другой стороны, Ренессанс наделил итальянское искусство громадной свободой воображения, монументальными пропорциями и грандиозными по замыслу темами. Хотя Рубенс обучался живописи в Нидерландах, на севере, он достиг своей творческой зрелости в годы, проведенные в Италии, и ему удалось успешно усвоить обе традиции, что не удавалось ни одному художнику до него. Он придал новое направление визуальным искусствам на севере благодаря своей захватывающей индивидуальной интерпретации мощных художественных течений, зародившихся в Риме. Таким образом, Рубенс был не только великим, совершенно оригинальным художником, но и такой фигурой, которая имела непреходящее значение для развития всего западноевропейского искусства.

« на главную     читать далее »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru