Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Дом Рубенса Щедрый дар Божий » Влияние Италии » Золотой фундамент » Король художников » Радость всем -
горе одному
» В поисках мира » Возрожденная
молодость
» Неиссякаемая мощь »

   
   
   
Рубенс
Питер Пауль
Рубенс, 1638


1 2 3 4 5 6

К.В.Уэджвуд. "Мир Рубенса"
Исследование творчества

Щедрый дар Божий

Но в 1555 году Карл V произвел странное разделение своего громадного наследия. Он передал австрийские доминионы (вместе с титулом императора) своему брату Фердинанду, а Нидерланды - своему сыну Филиппу II, королю Испании. Филипп воспитывался в Испании и никогда не любил и не понимал Нидерландов. Будучи рьяным римским католиком, он был исполнен решимости вырвать с корнем ересь, которая укрепилась в этой стране во времена Реформации. Вспыхнувший в 1566 году мятеж протестантов стал для него предлогом, чтобы направить в эту страну испанского губернатора и испанские войска. Этим правителем оказался суровый и безжалостный герцог Альба, который установил в стране царство террора. Через год после этого Ян Рубенс с семьей бежал из страны. Он проявил большую мудрость, поступив таким образом. По приказу Альбы сотни безвинных жертв были отправлены либо на виселицу, либо на плаху, включая и всех уважаемых граждан Антверпена, среди которых оказался и сам бургомистр. Постепенно сопротивление захватчикам нарастало, особенно на севере, где Вильгельм Оранский, самый могущественный из представителей нидерландской знати, возглавил эту борьбу. Через несколько лет Вильгельму удалось освободить от испанцев выходящие к морю провинции - Голландию и Зеландию, а в 1579 году к ним присоединились еще шесть небольших провинций, провозгласивших свою независимость. Южной части Нидерландов повезло меньше. В 1576 году испанская армия, деморализованная поражением на севере, обозленная продолжительной задержкой жалованья, взбунтовалась в Антверпене. Испанские солдаты сожгли весь центр города вместе с ратушей, предав огню более 1400 домов и убив около 7000 горожан прямо на улицах. Разгневанные и доведенные до отчаяния жители подняли мятеж против своих угнетателей и на какое-то время присоединились к северу в борьбе против Испании. Но римско-католическая религия, преданность династических семейств королю оказывали такое сильное влияние на создавшуюся обстановку, что в результате непрочный союз Юга с Севером распался. В 1585 году Антверпен после продолжительной осады капитулировал перед испанскими войсками. В течение последующих 130 лет Южные Нидерланды оставались под владычеством Испании.
Когда Мария Рубенс с детьми вернулась домой в 1587 году, то ситуация в Нидерландах стабилизировалась на основе разделения между независимыми северными провинциями, где мощную силу представлял собой протестантизм кальвинистского толка, и находившимся под контролем испанцев, главным образом католическим югом. На границе между ними почти постоянно шла ожесточенная война, в которую подливали масла осуществляемые время от времени нападения со стороны французов и англичан. Испанцы еще долгие годы не прекращали своих усилий с целью повторного завоевания северных провинций, но другие европейские державы уже признали независимость новой Голландской республики. Эта страна утвердилась на морях, и ее экономика составляла серьезную конкуренцию экономике юга. Со своей стороны, Юг, который в это время назывался Испанскими Нидерландами, признал испанского короля своим законным правителем по праву его происхождения из семьи герцога Бургундского. В сознании южан богатое и славное прошлое их страны всегда связывалось со старинной герцогской династией, а достаточно тактичное правительство могло запросто обратить гордость людей в верность новому режиму. Назначаемые Испанией губернаторы постепенно проявляли все большую самостоятельность. У Рубенса, вероятно, никогда не было никаких сомнений в отношении собственной лояльности. На протяжении всей жизни он оставался законопослушным подданным правителей-католиков в Испанских Нидерландах. Одной из побуждающих его к этому причин являлось, наверное, их благосклонное расположение к Антверпену. Когда он был ребенком, то, несомненно, слушал рассказы матери о давно минувшем славном прошлом города. Но ведь для ребенка прошлое - это что-то вроде сказки, а не реальный мир. Рубенс никогда не видел этого великолепия собственными глазами. Когда он впервые приехал в Антверпен, город находился в плачевном состоянии. Его население сократилось до 45 000 человек, вдвое меньше, чем двадцать лет назад. Ужасающие следы разграбления города в 1576 году и продолжительной осады были видны повсюду - в разрушенных, заброшенных зданиях, в церквах с разбитыми, заколоченными досками окнами, на опустевших улицах, на выжженных огнем окраинах. Выход к морю оставался небезопасным, так как устье реки Шельды блокировали голландцы. Когда-то процветавшие колонии иностранных купцов заметно поредели; многие из них вообще исчезли вместе со своими торговыми лавками. После окончания войны наступил голод, и в течение первых лет после возвращения в Антверпен семьи Рубенсов там почти не слышалось музыки, не было никаких празднеств и никто не носил красивой одежды.
Постепенно началось возрождение города. Испанское правительство превратило Антверпен в финансовый центр и перевалочный пункт для снабжения всем необходимым своей армии, расквартированной на территории Южных Нидерландов. В результате таких шагов город вернул себе в какой-то степени славу европейского финансового рынка. Голландцы, несмотря на непрекращающуюся войну, начали разрешать судам выходить по Шельде в море после уплаты таможенного сбора. Таким образом снова стала возможной заморская торговля, хотя, конечно, она так и не достигла прежнего уровня. Неухоженная сельская местность постепенно вновь стала обрабатываться. Мало-помалу, благодаря упорству горожан, к ним вернулось относительное процветание. Возродилась культурно-духовная жизнь города. Типографии Плантена удалось наконец оправиться после нескольких лет упадка, а антверпенские художники в своих студиях вновь начали получать заказы от церквей и религиозных учреждений, чтобы заменить все то, что подверглось разорению в годы разгула фанатизма и войны. Таким образом, Рубенс провел свою юность в городе, который постепенно возвращался к прежней жизни. Вначале он учился в школе Ромбута Вердонка, ученого, обладавшего определенной весомой репутацией, который продолжал формировать сознание и вкус ребенка по следам его отца Яна Рубенса. Там Питер Пауль познакомился с мальчиком-калекой, на несколько лет старше его, и этому знакомству было суждено перерасти в крепкую дружбу на всю жизнь. Моретус был внуком Плантена, и со временем он возглавил типографию деда. «Я знал Рубенса с детства, - писал в более поздние годы Моретус, - мне очень нравился этот юноша, который обладал самым приятным, самым незлобивым характером».
Но школьные дни тянулись недолго. В 1590 году вышла замуж сестра Питера Блондина, и теперь семье Рубенсов приходилось экономить на всем, чтобы справить ей приличное приданое. В результате шестнадцатилетний Филипп и тринадцатилетний Питер Пауль были вынуждены зарабатывать себе на жизнь. В своем завещании Мария Рубенс с гордостью писала: «Со дня выхода замуж моей дочери сыновья жили за свой счет». Филипп, обладавший задатками ученого, вначале работал клерком у известного нидерландского государственного деятеля Жана Ришардо, а потом устроился воспитателем двух его сыновей. Это означало, что он сопровождал их в Лувенский университет, где он таким образом мог продолжать свою учебу, одновременно следя за их успехами.

« назад     вперед »


  Социальная реклама: » Классический способ декоративной отделки.


  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru