|
Питер Пауль Рубенс, 1638
1
2
3
4
5
6
|
К.В.Уэджвуд. "Мир Рубенса" Исследование творчества
Щедрый дар Божий
Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «Кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Изабелле. Их портреты мы видим справа. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи, чью жизнь он запечатлел в славной серии своих картин.
Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Эрцгерцогиня Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.
Некоторые из правителей скептически относились к такой его роли. В 1726 году, когда Филипп IV стал королем Испании, он узнал, что его тетка Изабелла поручила вести мирные переговоры с Англией Рубенсу. Считая, что никакому художнику никогда не справиться со столь деликатной миссией, он выступил против его кандидатуры. Но Изабелла, которой хорошо были известны способности Рубенса, настояла на своем, и художник продолжил служить политическим интересам Испании.
Два года спустя, когда Рубенс в своем двойном качестве встретился в Мадриде с королем, Филипп мог воочию убедиться в его обаянии, такте и уме, что превращало этого художника-дипломата в незаменимого помощника.
Долг перед Тицианом
Из всех предшествовавших ему в прошлом художников, которых старательно изучал Рубенс, самое большое влияние на него оказал Тициан, живший в XVI столетии. Когда молодой Рубенс совершил путешествие в Италию, он сделал там множество копий с работ Тициана. Позже, став уже состоятельным человеком, он приобрел в той же Италии несколько его оригиналов. После смерти Рубенса у него в доме были обнаружены десять картин кисти Тициана, среди них автопортрет.
Время от времени, когда Рубенс делал копию с Тициана, он позволял себе вольности, внося в картину некоторые изменения. В копии с« Адама и Евы» Тициана он добавил фигурам плавность линий и большую жизненность, оставляя нетронутой главную композицию и цветовую гармонию. Рубенс признавал, что он очень многое перенял у итальянского мастера. Его особенно вдохновлял подбор Тицианом красок и выбор главной темы. И то и другое Рубенс свободно применял в своих собственных работах, добавляя к ним больше движения и наделяя персонажей большей энергией по своему разумению. Например, стиль картины Тициана «Венера и Адонис» часто повторяется в мифологических сюжетах Рубенса, в его исторических полотнах и в больших картинах с обнаженной натурой.
Как это ни странно, параллели между творчеством Тициана и Рубенса не ограничиваются их стилем. Оба они были плодовитыми художниками, создателями картин на мифологические и религиозные темы, оба занимались гравюрой, и оба пользовались большим спросом как портретисты. Кроме того, и тот и другой свободно вращались в высших аристократических и интеллектуальных кругах своего времени, и тот и другой были очень богатыми людьми, сумевшими сделать блестящую карьеру. Наконец, оба они продолжили традиции яркого света на картинах. Их имена находятся в одном ряду с такими более поздними мастерами света, как Ватто, Делакруа, Сезанн и Матисс.
Кроме живописи и политики, Рубенса очень интересовало изучение классики. Его «Четыре философа» наглядно демонстрируют нам эту склонность. На этой картине он изобразил ученого Яна Вовериуса, знаменитого философа-стоика Юстуса Липсиуса, ученика Липсиуса, своего брата Филиппа и самого себя.
В галерее и музее, разместившихся в его доме в Антверпене, - это место паломничества для представителей знати и интеллектуалов, посещавших Испанские Нидерланды, - Рубенс выставил свою замечательную коллекцию картин и скульптур, великолепное собрание античных гемм, медалей и монет, а также обширную библиотеку древних и современных книг.
Рубенсу хорошо платили за его искусство, и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене. Во время своей первой поездки в Италию он увлекся архитектурой и в результате пристроил к дому студию, а также сам разработал фасад дома в итальянском стиле.
Он украсил дом классической скульптурой, надписями из романской литературы, а также каменной кладкой в стиле барокко. Рубенс настолько был увлечен таким стилем, что даже написал книгу о генуэзской архитектуре, которая по его замыслу должна была побудить других построить себе точно такие дома. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Однако в 1939 году власти города Антверпена приступили к реставрации всего здания, и теперь туристы могут видеть его элегантный дом таким, каким он был при жизни Рубенса.
« назад вперед »
|