|
Питер Пауль Рубенс, 1638
1
2
3
4
5
6
|
К.В.Уэджвуд. "Мир Рубенса" Исследование творчества
Щедрый дар Божий
О работе Рубенса в это время нам мало известно. Очевидно, он пользовался высокой репутацией, иначе у него не было бы учеников. Он, вероятно, был в это время весьма плодовит, что было свойственно его натуре. В это время у матери хранилось уже несколько его картин, так как она с гордостью говорила о них в своем завещании. Но существует только одна подписанная им работа за все эти годы - полностью завершенный портрет молодого человека, чье выписанное твердой рукой лицо кажется живым.
Рубенс, конечно, был хороший художник. Но отнюдь не вундеркинд. Он не проснулся однажды утром знаменитым, как это произошло с юным Антонисом Ван Дейком несколько лет спустя. У него еще не было ничего такого, чтобы поразить, удивить старших собратьев по ремеслу. Он все еще учился, приобретая все, что возможно, на примере старших антверпенских художников, причем сам проявлял стараний и усердия гораздо больше, чем его учителя. С профессиональной точки зрения он достиг зрелости довольно поздно, но это произошло не из-за его врожденной медлительности или недостатка природных дарований. О быстроте его восприятия и уверенности руки можно судить уже по самым ранним рисункам. Кажется, он намеренно сдерживал себя, противодействуя своим поразительным способностям во имя самодисциплины. Очень немногие художники с таким явным талантом так долго, с такой методичностью работали над основами своей техники.
В последний год пребывания Рубенса у Вениуса студия получила потрясающий заказ - декоративное оформление резиденции для приемов в Антверпене новых правителей Нидерландов, эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. Со времен герцогов Бургундских во всех крупных городах Нидерландов выработался обычай устраивать великолепный светский прием своим правителям, который получил название «радостного въезда». На улицах устанавливалось множество триумфальных арок, а юноши и девушки в аллегорических нарядах произносили на латинском языке торжественные речи с богато украшенных платформ или же золоченых колясок.
Такая счастливая случайность, обеспечившая Вениуса и его учеников работой, говорила о том, что лучшие времена для Нидерландов не за горами. Незадолго перед своей смертью в Мадриде в 1598 году Филипп II решил предоставить политическую независимость Испанским Нидерландам и передать правление австрийскому принцу из династии Габсбургов, который должен был жениться на его любимой дочери, инфанте Изабелле. По сути дела, обещанная независимость была больше теоретической, чем реальной, так как Нидерланды по-прежнему оставались владением семейства Габсбургов и только в 1621 году перешли под корону Испании. Но с точки зрения развития культуры царствование Альберта и Изабеллы ассоциировалось у всех с великой эпохой Возрождения. В этом «золотом веке», или, скорее, «золотых сумерках» фламандского искусства, Рубенсу было предназначено сыграть ведущую роль.
Когда в конце 1599 года королевская чета проезжала по Антверпену под триумфальными арками, разработанными Отто Вениусом, молодой разум Рубенса уже устремился за горизонт. Его учитель сам учился в Италии, несколько лет там прожил отец, его старший брат Ян Батист, от которого в памяти сохранился только его расплывчатый образ, там умер. Тем временем в Лувенском университете, недалеко от Брюсселя, его брат Филипп стал любимцем великого гуманиста Юстуса Липсиуса и постепенно обретал репутацию ученого-классика. Питер Пауль, вероятно, поддерживал постоянную связь с ним, всегда искал у него совета и помощи. Он обращал особое внимание на латинский язык и не терял интереса к миру античности. Неизбежно он все чаще устремлял свой взор к Италии, к Риму, этому прекрасному Вечному городу, который, словно магнит, притягивал к себе всех художников и ученых. Сейчас, еще не добившись славы великого художника, он должен ехать в Италию. Нужно сказать, что у Питера Пауля была полная уверенность в своем блистательном будущем.
Откуда он раздобыл для поездки деньги, нам неизвестно, но Рубенс всегда умел рачительно обходиться с ними. Может, он продал кое-какие свои картины, может, ему помог отец его ученика Деодатуса Дель Монте, ибо Деодатус отправился вместе с ним в странствия. Он, кстати, был уверен, что стоит ему только приехать в Италию, как работа для него непременно найдется. Там особенно ценили фламандских художников, мастеров пейзажа. Какова бы ни была подоплека этого важного для него путешествия, в мае 1600 года Питер Пауль Рубенс, не достигнув еще двадцатитрехлетнего возраста, отправился в Италию.
Дипломат, ученый, художник
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника - это монументальное достижение. А ведь оно только одно из многих.
Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. Но Рубенс никогда не был педантом. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле - в области политики. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс, используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины.
Несмотря на свою широкую, разнообразную деятельность, Рубенс всегда находил время для семьи. Ему посчастливилось жениться на двух красивых женщинах (первая жена изображена справа), и он был любящим и заботливым отцом для своих восьмерых детей. «У Рубенса было столько талантов, - заметил один из его покровителей, - что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».
На картине, как считают, изображена Клара Серена, первый ребенок Рубенса, которая умерла в 1623 году в двенадцатилетнем возрасте. Смерть ее стала большим ударом для художника, очень любившего всех своих детей. Вскоре после ее смерти он нарисовал двух своих сыновей, вероятно, под влиянием отцовского инстинкта сохранить оставшихся детей. На этом удивительно чувственном двойном портрете Альберт изображен с задорной улыбкой. Он скрестил ноги в позе, обычной для юного аристократа, а внимание стоящего рядом Николаса поглощено любимой птичкой. В отличие от своих предшественников, которые старались изображать детей как взрослых в миниатюре, Рубенс передает всю жизнерадостность этих двух здоровых, крепких детей.
Портреты и политика
Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «Кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Изабелле. Их портреты мы видим справа. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи, чью жизнь он запечатлел в славной серии своих картин.
« назад вперед »
|