|
Распятый Христос, 1610-1611
|
|
|
Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем
Под большим же Светильником с обеих сторон еще по семь малых, на двух выступах архитрава Постройки над витыми колоннами стоят тройные канделябры с горящими восковыми свечами.
На Тимпане и на Арке - семь малых Серафимов, а между ними сплетения плодов и цветов.
По обеим сторонам от картины - два одинаковых больших Серафима, держащих на голове корзины, полные цветов. Ведь цветы издавна употреблялись на Похоронах, как о том свидетельствует Марон:
Душу внука хочу я цветами щедро осыпать,
Выполнить долг перед ним хоть этим даром ничтожным.
И Плиний в кн. XXI, гл. III, говорит о Похоронах Сципиона: «Народ собрал деньги и устроил Похороны, и путь, по которому шла процессия, весь был усеян цветами».
В верхней части Центральной картины Божественная Изабелла восседает на облаках, облаченная в платье Священного Ордена Святой Клары, которое после смерти Эрцгерцога Альберта Австрийского, Государя Бельгийского и своего Мужа, она предпочла облачению Владычицы и всем женским украшениям. Рядом с ней сидящая фигура женщины с тремя младенцами, изображающая самое (если можно так сказать) Материнство или Доброту и Любовь Материнскую, каковою обнимала Белгов Светлейшая Изабелла. [...]
Но вернемся к описанию центральной картины; в нижней части ее - две Матроны, одетые в траур: одна из них - Печаль, или Оплакивание, другая, коленопреклоненная на лежащем под нею Льве, представляет Бельгию, которая, воздев руки к небу, умоляет о помощи Изабеллу, свою Покровительницу. Та же, обратив лицо к Бельгии, рукой указывает на Светлейшего Принца Фердинанда как на защитника и утешителя Белгов в их долгих бедствиях. Марон, кажется, предсказал это в своих словах:
Вот он, тот муж, о котором тебе возвещали так часто,
Бельгия.
Ибо на этой же картине под балдахином изображен Католический Король Филипп IV, который посылает Фердинанда, единственного брата, в Бельгию и вручает ему ее Кормило. За Королем стоит Юпитер, держащий в руке Перун - Символ Власти и Мощи - и Минерва - Богиня-Покровительница Искусств Военных и Мирных. Два крылатых Гения уводят Принца; один несет перед собою щит Паллады с Горгоной, знак Войны, и в той же руке пучок зеленой травы - Символ Надежды, другой - Кадуцей и Рог Изобилия, знаки Мира. Под Светлейшим Принцем Подпись: «Готовый к тому и другому».
У ног Гения, вооруженного Горгоной, Юноша за узду подводит Коня, за которым видны воины с копьями. [...]
Далее, мы сказали, что щит и Кадуцей - Символы Войны и Мира. Так, Римский Народ некогда послал Карфагенянам Копье и Кадуцей, чтобы они выбрали, что пожелают, как сообщает об этом Геллий в кн. X, гл. XXXVII. [...] На ступенях внизу Собака; ведь и на античных мраморах вместе с гениями-покровителями всегда изображалась собака. [...]
С правой стороны Постройки у витых Колонн, расцвеченных золотом и белилами, статуя Матроны, держащей, по обычаю древних, Чашу и Змею. Внизу Подпись: «Благоденствие народное». [...] С левой стороны - Матрона с Пальмовой ветвью в правой руке и Якорем - в левой. Подпись: «Безопасность». [...] Нижняя часть сооружения в Тосканском, верхняя - в композитном Ордере.
Джованни Бальоне. Жизнеописания живописцев, скульпторов и зодчих
Жизнеописание Пьетро Паоло Рубенса, живописца
Рим, 1642 г. [итал.]
К славе живописи служит как то, что она живет среди знати, так и то, что иной раз она помогает художникам стать знатными людьми и человек, привыкший делать эскизы и работать кистью, начинает диктовать законы и управлять народами.
В понтификат Климента VIII приехал в Рим молодой фламандец по имени Пьетро Паоло Рубенс. До того он некоторое время жил в Мантуе и служил у тамошнего Герцога, причем исполнил различные произведения, в частности прекраснейшие портреты. В Рим, Столицу Мира, явился он, чтобы достичь совершенства в своем искусстве. Рассматривая и изучая изящнейшие древние и современные творения удивительного Рима, усвоил он добрый вкус и воспринял добрую итальянскую манеру.
Ему поручили исполнить картины для церкви Св. Креста Иерусалимского, для капеллы св. Елены, матери Императора Константина Великого; эта капелла была обновлена по приказанию Кардинала-Эрцгерцога Альберта Австрийского. Для главного алтаря Рубенс написал св. Елену, благочестивейшим образом обнимающую Крест Спасителя, нескольких маленьких ангелов, играющих вокруг, и перспективный вид в глубине; это произведение написано маслом с большим тщанием.
Над правым алтарем он изобразил «Увенчание Тернием» со многими фигурами вокруг Христа; картина эта отличается очень темным колоритом и изображает ночь.
Над левым алтарем - «Распятие Спасителя», где палачи стараются поднять Крест; это очень хорошие фигуры, и Христос тоже. Там есть также очень грациозные св. Жены и Богоматерь, потерявшая сознание. Все это исполнено маслом с большой силой и хорошим вкусом.
« назад вперед »
|