Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Распятый Христос Распятый Христос,
1610-1611


   
   
   
Рубенс Последний
автопортрет, 1639


1 2 3 5 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36

Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем

Для церкви Отцов-Ораторианцев, что на Валличелле, он написал большую картину, предназначенную для главного алтаря. На ней вверху он изобразил Мадонну с Младенцем и очень красивыми маленькими ангелами, а внизу св. Григория Папу и других святых. Это была прекрасная картина, но ее не поместили в этой церкви, так как там прямо на нее падал сильный свет и не давал взору наслаждаться ею. Она была перенесена в другое место. Тогда он написал для главного алтаря другую «Мадонну с Младенцем», по большим праздникам ее снимают и открывается хранящийся там древний чудотворный образ Св. Девы; вокруг изображены ангелочки, а внизу коленопреклоненные Ангелы, молящиеся Св. Деве и Святому Причастию. Направо от алтаря внутри хора находится большая картина, изображающая св. Григория Папу и святых мучеников - Мавра в античном воинском одеянии и Папиана, а вверху несколько ангелочков. Это очень хорошая картина, исполненная в доброй манере. Напротив нее, по левую сторону,- вторая большая картина со св. Домициллой и св. мучениками Нереем и Акилеем, а вверху ангелочки с пальмовыми ветвями в руках; все это написано с добрым вкусом маслом на плитах шифера. Рубенс исполнил многочисленные произведения для разных лиц. Так, для неких генуэзских вельмож он написал с натуры, причем в натуральную величину, несколько больших конных портретов, отличающихся тщательностью исполнения и величайшим сходством. В этом искусстве мало кто мог с ним равняться. Под конец он пожелал возвратиться на родину в Антверпен, оттуда поехал ко дворцу Эрцгерцогини Австрийской и пользовался благоволением этой Принцессы. Там он исполнил многочисленные картины, которые ей нравились, и она неизменно была к нему милостива. Королева Мать призвала его во Францию, и там он к ее величайшему удовольствию написал картины для целой Галереи и был ею по-королевски за это вознагражден. Возвратившись с доброй славой во Фландрию, он исполнил многие крупные работы, по которым были отпечатаны гравюры, вырезанные на дереве или изящнейшим образом награвированные резцом. Укажем знаменитейшие из них: «Битва Амазонок» на шести больших листах, «Св. Рох» (некоторые считают эту гравюру самой лучшей), три «Распятия», причем все они разные, «Положение во гроб», «Сражение со львами», «Обращение св. Павла», «Чудесный улов», «Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов, приносящих дары», «Голова царя Кира», «Суд царя Соломона», «Обручение св. Екатерины», две «Сусанны» 6 и все другие своим чередом. Они принесли благородный вкус не только сюда, в город Рим, но и во все края Европы.

Рубенс сделал также раскрашенные картоны, чтобы с них перенести изображение на тканые шпалеры. Здесь, в Риме, можно было видеть некоторые прекрасные подобные работы, которые отличаются фантастическими фигурами, разнообразием сочинения, силой и красотой и украшены причудливой каймой, - великолепные шпалеры. Поистине Пьетро Паоло Рубенс доказал всему свету, что был он живописцем всеобъемлющим, изобильным и разнообразным в сочинении, свои картины писал он с большой живостью и естественностью. В течение многих лет был он лучшим живописцем Фландрии, с тех пор как столь счастливо усвоил добрую итальянскую манеру. Пьетро Паоло Рубенс был одарен не только в искусстве живописи; он умел также отлично вести дела, в том числе весьма важные. Маркиз Амброджо Спинола предложил послать его к английскому Двору, чтобы заключить мир между двумя Коронами. Рубенса призвали в Испанию, он снискал благоволение Короля и получил указанное поручение. Приехав в Англию, он был там с большой честью встречен при Дворе и вел эти важные переговоры столь искусно, что завершил их к удовольствию обоих Монархов. Король Английский в присутствии Парламента подарил Рубенсу собственную свою шпагу и кольцо с бриллиантом со своей руки, а также цепь с прекраснейшими бриллиантами ценою в 10 тысяч скудо и возвел его в Рыцари своего Королевства. [...] Возвратившись на родину со многими почестями и богатствами, он стал Секретарем и Государственным Советником, купил себе поместье и жил как вельможа. Вот чего может достичь Искусство и сколь высоко ценится Доблесть. Насытившись земным счастьем, он отошел в лучший мир, дабы вкусить небесное Блаженство. Произошло это в 1640 году в его родном городе Антверпене с большими почестями и восхвалениями со стороны всех искусных художников и горожан. Он оставил сыновей, пользующихся ныне доброй славой и высоким уважением. Так искусство и доблесть Рубенса возвысили Живопись и прославили его Родину.

Марко Боскини. Карта живописного мореплавания

Венеция, 1660 г. [венецианский диалект]
[...] Монсу Джусто был столь учтив,
Что пожелал показать дону Эрману
Свой дом и за руку
Провел его повсюду с удовольствием.
У него есть редкостные работы Рубенса,
Так хорошо исполненные в духе Тициана,
Что дон Эрман сказал: эти вещи написаны
Кистью Тициана, и услышал в ответ:
Синьор, истину нельзя скрыть;
Все они несомненно исполнены Рубенсом,
Но у пего постоянно был на уме Тициан,
Как в сердце дамы - ее истинный возлюбленный.
Он был моим близким другом
Когда-то во Фландрии, и я часто навешал его;
Когда он рассуждал о Тициане,
То как бы видел его чудеса.
Он утверждал как безусловную истину,
Без страсти, но с живым чувством,
Что Тициан - это соль живописи,
Величайший мастер, какой когда-либо жил.

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru