Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Распятый Христос Распятый Христос,
1610-1611


   
   
   
Рубенс Последний
автопортрет, 1639


1 2 3 5 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36

Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем

Верхний акротерий - это Пальмовое Древо, на ветвях которого лежит своей тяжестью Вселенская Сфера. Как известно, Пальма по своей природе такова, что, благородно противясь тяжести, на нее возложенной, она под давлением груза поднимается вверх. Это отметил Геллий в кн. III гл. VI, ссылаясь на сочинения Аристотеля и Плутарха, и написал следующее: «Если положить на ствол Пальмы большую тяжесть и она будет жать и давить так сильно, что выдержать такую тяжесть ствол не сможет, то Пальма не согнется книзу, но поднимется навстречу бремени и изогнувшись с усилием поднимется вверх. Поэтому (сказал Плутарх) решили сделать знаком Победы Пальму, ибо свойство этого дерева таково, что не уступает оно тем, кто давит его и теснит». Поэтому на Символическом Древе надпись: «В тяжести черпает силу». Это несомненно Добродетель, присущая и прирожденная Августейшему Австрийскому Дому, ибо чем больше зломысленные недруги со всех сторон коварством и войной посягают на него, тем выше он подымается, тем прочнее стоит и несокрушимей.

Ты впрямь подобен дубу алгидскому,
Который в страшный час под ударами
Секир, судьбе не покоряясь,
Твердостью спорит с самим железом.

А Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Август такими прекрасными словами сам себя ободряет: «Ты должен быть подобен скалистому мысу, о который постоянно разбиваются волны, но он стоит неподвижно, и волны, бушующие вокруг него, успокаиваются», Со ствола Пальмы свешиваются, то есть различно сплетенные друг с другом цветы, плоды и листья; итальянцы зовут это Festones [гирлянды]. На самой вершине по обеим сторонам возлежат две Молвы, крылатые и лавром увенчанные, и трубят; рядом с одной стоит Лев Бельгийских Провинций, рядом с другой - Орел, эмблема Власти. Лев показывает, что он укрощен Прибытием Светлейшего Принца, Орел же клекочет, распростерши крылья, в знак Норлингской Победы. Правую часть постройки украшает замечательная картина, которая изображает Плавание Светлейшего Государя из Барселоны в Геную, созданная несравненной кистью Рубения, чтобы всякий, видящий это, остановился пораженный. На картине видно Тирренское Море, на нем флотилия из многих Трирем, и средь них - корабль Предводителя, на коем плыл Государь. Нептун с Трезубцем едет на огромной раковине, которую везут четыре Гиппокампа, а правит ими Тритон; три Нимфы подталкивают раковину, а сам Нептун повелевает Морем: подняв руку к Борею, он приказывает ему поспешить прочь, В верхней же части картины Борей, на голове которого трепещут два крыла, руки его оканчиваются опереньем, а ноги подобны змеям. Сразу же за его спиной Австр и Зефир, также с окрыленным челом. Австр вооружен перуиом. Оба гонят с небес уже отосланного прочь Борея. Под картиной такая Подпись:

Австры счастливые, мощный Нептун прогоняют Борея,
Небо велит сохранить корабли на тирренских просторах.
Бельгия и Гесперйя трепещут я страхом объяты:
Сможет ли хрупкий корабль уберечь от пучины ужасной
Тот драгоценный залог, что плывет на нем, страха не зная.

Замысел этой картины приобретает особый вес из-за ее верности истории. Ибо перед самым началом плавания Север, как бы почуяв, что его Укротитель отплыл из Испании, тотчас же послал навстречу Флоту своего Борея, который поднял на море немалое волнение, так что Светлейшему Государю пришлось даже задержаться в Кадиксе (порт этот рядом с Эмпориями) на тридцать дней. А потом, прогнав Аквилон,

Легким шелестом Австр позвал с Высоты...

и разгладилось море. Ибо для тех, кто из Испании отправляется в Италию, Австр благоприятен и желанен. Не напрасно также и перун в правой руке Австра. Естествоиспытатели приписывают Молнии только этому Ветру. Поэтохму У Лукреция в кн. V:

Громом гремящий Волтурн и Австр, блистающий молньей,
и Марон в VIII песне Энеиды так описывает мастерскую Вулкана:
Форму и блеск под руками у них в тот миг обретала
Молнии грозной стрела, какие во множестве мечет
С неба на землю Отец. Не закончили труд свой циклопы:
Облака три волокна, три нити ливня, три части
Алого пламени, три дуновенья летучего Австра
Сплавить успели они...

К этому месту сделал примечание Сервий: «Некоторые считают перун законной принадлежностью таких божеств, как Юпитер, Юнона, Марс и Ветер Австр. Это обнаруживают они в данном месте у Марона».

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru