|
Распятый Христос, 1610-1611
|
|
|
Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем
Лев, обнявший бельгийский щит, припадает и склоняется к его ногам. Благоденствие государственное, стоя подле Светлейшего Фердинанда, правую руку воздело к Орлу (которого должен он сохранить, отправляясь под Нёрдлинген). В левой руке оно держит прут, обвитый Змеею (символ Благоденствия). Эта же Змея, спускаясь с прута, приникла к Алтарю. Подпись от лица Короля Католического:
Помни, о брат мой., когда будешь править бельгийской страною,
Милость покорным являй и смиряй войною надменных.
Марс в военном плаще и шлеме, обнажающий меч, в виде термина, несет на себе правую часть ворот. Подпись:
Мститель, идущий вперед, дорогу расчисть для триумфа.
Окрыленная Виктория в Лавре правой рукой держит Лавровый Венец и левой - Пальмовую Ветвь; она спутница Марса. Подпись: «С небом равняет Победа».
Меркурий в крылатом Петасе, закрывший плащом правую руку, а в левой держащий свой кадуцея, виден с левой стороны Ворот. Надпись:
Недруг войны, толкователь богов и магистр убежденья.
Рядом с ним богиня Мира. Она держит Рога Изобилия и поджигает факелом оружие, лежащее у ее ног; точно такое изображение можно видеть на монетах Траяна Августа. Подпись: «Мир - это лучше всего».
Поздравление Светлейшего Государя с прибытием
Прекрасно сказал и Консул Панат в «Панегирике Феодосию Августу»: «Очень уместен этот двойной вымысел Живописцев и Поэтов - изображать Викторию крылатой. Ибо люди, коих сопровождает Фортуна, не идут, но летят».
Благоденствие Народное держит, по древнему обычаю, Змею и Чашу. Некогда Змея была символом Благоденствия, то ли потому, что, сбрасывая кожу, каждый год она обновляется, то ли потому, что (по свидетельству Плиния) «в ней заключены многие снадобья, и поэтому она посвящена Эскулапу», который и сам в Эпидавре почитается под видом Змеи, как сообщает Валерий Максим, кн. 1, гл. VIII.
Под Аркой, посередине, статуя Надежды в образе Юной Девы, искусно высеченная из твердого камня, в одной руке у нее побеги живой травы, другой она держит мягко льющийся шлейф платья. Это значит, что с прибытием Светлейшего Государя Бельгийские провинции вновь обрели Надежду на прежнюю Безопасность и Мир. Надпись: «Посвящено доброй Надежде».
Некогда Надежду чтили Божескими почестями, как утверждает Марк Туллий [Цицерон], кн. II. О законах. «Ибо, - говорит он, - поскольку Дух ободряется от ожидания чего-либо хорошего, Кол-латин совершенно справедливо причислил к богам Надежду». Почти такое же изображение Надежды на Монете Тита Августа с надписью: «Надежда народа».
Так и Педон Альбинованскии написал в Элегии о Друзе Германике:
Средь молодежи он был Надеждою Общенародной,
Дома, в котором рожден, славою высшею стал.
Есть подобная Монета Адриана Августа, на которой Надежда протягивает к Воинам Цезаря пучок травы, и надпись: «Надежда Августа». А еще есть Монета Филиппа Августа с надписью: «Надежда на Счастие Мира».
Эта последняя монета, на коей самая изысканная надпись: «Надежда на Счастие Мира», выпущена Сенатом в честь Императора Цезаря Марка Юлия Филиппа Августа; по словам Евсевия и Орозия, это был первый из Римских Императоров, преданный христианским святыням.
Но при каком же Государе Надежда на Счастие Мира Христианского когда-либо радостней и вольней расцветала, нежели при Светлейшем Принце Фердинанде? «На него (скажу вместе с Авсонием) надеяться надежнее всего», особенно после того, как его водительством сохранены были обе Германии и уже собраны обильные плоды окрепшей надежды.
У Иоанна Иакова Шиффлеция, Рыцаря, придворного Медика Католического Короля и Светлейшего Принца Фердинанда, Стража-Хранителя всего изящного, среди прочих редкостей его Музея я видел старинный смарагд, вправленный в перстень, на котором можно различить прекраснейший символ подобной же Надежды. Я позаботился о том, чтобы его изображение было помещено здесь. На этой Гемме (как заметил тот же многознающий Шиффлеций) изображены атрибуты двух Надежд: Рождающейся и Созревшей. Рождающуюся Надежду обозначает травянистый побег злака, который держит перед собой в правой руке само Божество Надежды; на зрелую Надежду указывает колос, выходящий из почвы у ног Богини. У Варрона слово spica - «колос» производится от spes - «надежда»; символ надежды - близкая жатва. «Зачатие колоса - это то время, - говорит Плиний, - когда он подает надежду, что через 4, самое позднее 5 дней хлеба начнут цвести». За головой Богини на той же Гемме сияет Сириус - главная причина созревания. Вот почему Руфий Фест Авиен сказал о созвездии Девы в своем переводе Ара-товых «Небесных явлений»:
Ты ли Церера? Ведь так у тебя созревают колосья,
Сириус жаром своим ниву, должно быть, палит,
Пробуя силу свою.
Снизу под большой картиной изображены играющие дети, один держит веночек, к другому подскочил зайчик. И с обеих сторон - корзины, полные цветов и зелени. Мальчик посередине держит огромный сплетенный венок с надписью: «Желанное Блаженство».
Радость Народная стоит между двумя срединными колоннами в образе жены, в одной руке она держит сплетенный венок, в другой - кормило, опертое на сферу. Ибо именно благополучное правление рождает Народную Радость. Есть такая же монета Криспина Августа у Антония Августина в Диалоге.
С другой стороны-Гений города Антверпена в виде юноши, несущего в правой руке чашу, в левой - рог изобилия (так изображен Гений Римского Народа на древних Монетах); он увенчан белыми и красными розами - Эмблемой города.
«Воля Народа» - написано в окружении гирлянд из роз, что знаменует то небывалое нетерпение, с каким ожидали Белги Прибытия Светлейшего Принца. Так и Клавдиан а написал о Прибытии Гонория Августа:
Жаркий пыл охватил сенаторов вместе с народом
Принцепса видеть и после тысячи всех отлагательств
Встретить его. Ликовала не столько же Воля Народа,
Город весь не таким обуян был победным восторгом
В дни, когда, Даков смирив, Траян возвращался в триумфе,
Мощной рукой покорив племена Северян непокорных.
Так и на Монете Луциллы Августа изображен огромный лавровый венец, в котором надпись: «Воля Народа».
« назад вперед »
|