Главная       Биография       Портреты       Мифология       Пейзажи       Рисунки       Письма       Барокко       Дом    

   
Распятый Христос Распятый Христос,
1610-1611


   
   
   
Рубенс Последний
автопортрет, 1639


1 2 3 5 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36

Ранние биографии Рубенса и суждения современников о нем

Когда, добавлю, Марс, воспламененный против Бельгии, столько лет подряд пред очами и слухом нашим бряцает оружьем Сограждан и Иноземцев. Пусть никто не подумает, будто нам помог благосклонный Аполлон и окрыленность духа (без коей всякое творение обречено гибели). Музы - двери Мира, питомицы Покоя, лиры их обычно заглушает «зычная Война» (как сказал Гомер). Тем не менее в эти смутные и чрезвычайно враждебные всяким изящным занятиям Времена мы написали сие, чтобы не показалось, будто мы забыли свой долг или что мы не сумели последовать примеру наших предков. Мне бы не хотелось, чтобы кто-нибудь надеялся увидеть здесь каждую часть и деталь арки: стилобаты, базисы колонн, абаки, плинтусы, эхины, цветы и ленты, не стану я перечислять и описывать по отдельности ни выступы фронтонов и апсид, ни кайму на колоннах, ни метопы, ни зофоры, ни триглифы, ни киматий, ни каблучки, - ничего из того, что употребляют обыкновенно для украшения арок, возводимых в чью-либо Честь. Ведь мы написали это не для архитекторов: довольно и того, что мы дали сравнительно подробный, где это требовалось, Исторический и Филологический комментарий. Надо также сказать, что в этой книге все Изображения Арок, Построек и Картин выполнены и напечатаны по оригиналам Рубения Теодором Тульденом, известным Живописцем, некогда учеником Рубения, в технике, которая обычно называется офортом. Между прочим, решил я здесь привести для напоминания необходимый при определении размеров Арок и Построек Антверпенский фут, который, вообще говоря, соответствует древнему римскому футу, точнее, одиннадцати дюймам. Здесь же мы решили поместить и его Изображение.

Краткое Объяснение вводной Картины, или Титульного листа

Я счел, что стоит труда кратко и в общих чертах показать здесь Титульный лист в целом, а также Символику предметов и фигур, на нем изображенных. Все по отдельности далее будет по порядку подробнейшим образом изъясняться при описании Арок и [декоративных] Построек. На фронтоне Ворот видно изображение Филиппа IV, Короля Испании и обеих Индий, Государя Бельгии; его окружает венец наполовину из лавра, то есть Триумфальный, наполовину Дубовый, то есть за Спасение Граждан. Венок поддерживают два Рога Изобилия. Из правого Рога выходят пальмовые ветви, колосья и маковые головы, коими древние художники обозначали Времена Благоденствия. Из другого - жемчуга, ожерелья и драгоценности, коими обозначаются Богатства Испанской Империи. Геспер - самая большая Звезда, символ Гесперии или Испании, горит над самой головой Короля. Надпись: «Геспер сияет на Востоке и Западе». Аврора - символ Восточной Индии - видна справа; она мчится по Небесам на колеснице, в которую впряжена пара крылатых коней. Луна - символ Западной Индии - погоняет конную пару. Это означает, что над Испанской Империей всегда движутся все Звезды. У древних авторов можно найти такое же изображение огромности Римской Империи. Лукан так обращается к Риму:

Видел твой натиск титан на обеих границах вселенной.
Только один уголок оставалось занять на Востоке,
Чтобы и ночь, и день, и эфир для тебя лишь блистали,
Чтобы планеты всегда лишь римские видели земли!

А консуляр Рутилий Нуманций так взывает к нему же:

Феб обращав г к тебе весь путь свой от края до края,
Встав из пределов твоих, гонит к твоим же коней.

Кибела Башненосная, которую древние отождествляли с Землею, обняла Земную Сферу, окруженную Венцом, украшенным драгоценными каменьями; в руке она держит копье и сидит ниже изображения Короля справа, означая Власть над Землей. Надпись: «Подобно твоей власти обвил венец Землю». Лев стоит у ног Кибелы как господин всех живущих на земле тварей. Океан восседает на Земном Шаре и закрывает его голенями; он держит копье и слева примыкает к изображению Короля, изображая власть над морями. Он с рогами, слегка выдающимися надо лбом: потому и у Еврипида он назван Быкоглавым. Огромный Дракон обвил Океан и вместе с ним Земной Шар. Так Сократ говорит у Платона: Образ Змеи отражает извивы потоков, что окружают Землю. Подобное мраморное изображение Океана можно увидеть в Риме во Дворце Фарнезе. У ног Океана Корабль. Надпись: «Твой Океан обтекает землю». Так описывает древний поэт статую Августа Феодосия:

Землю бескрайнюю и Океан попирая ногою.

В тимпане ворот Король Католический, восседая на Троне, передает Светлейшему Принцу и брату Фердинанду, вооруженному и препоясанному для похода, жезл Государевой Власти. Орел - знак римской Власти - летая над его головой, плещет крылами; это благое предзнаменование перед дорогой.

« назад     вперед »



  www.rybens.ru, 2008-2016. Художник Питер Пауль Рубенс - картины, рисунки, биография, письма. Для контактов - ask(at)rybens.ru